Красота Шри Чайтаньи. Комментарии на шлоки Рупы Госвами

«Насколько я забыл Тебя, настолько мой язык поражен болезнью невежества. Нектар, который содержится в Твоем Имени, не радует меня, не порождает горячего стремления к Тебе. Я не чувствую вкуса к божественному Имени».

Преданные говорят: «…одного языка недостаточно, необходимы миллионы языков, чтобы призывать Имя Кришны». Такие преданные есть, и они скорбят, они жалуются на несовершенство своих тел. Они говорят: «Творец, ты дал только один язык, чтобы призывать Имя Кришны, но требуются миллионы уст, миллионы губ и языков, чтобы призывать Его Имя». Нектар подобного качества присутствует в Нем, но мы лишены этого ощущения.

#00:02:17#

Мы исполнены авидья-агьяны, ложных представлений, заблуждений. Мы не обретаем подлинной концепции, мы не соприкасаемся с подлинным явлением. Имя Господа столь сладостно, но мы не чувствуем эту сладость. Этот вкус покрыт невежеством. Способность чувствовать его покрыта некой грязью. Мы не можем чувствовать, но есть те, кто благодаря очищенным чувствам способен чувствовать сладость Имени, намы. И они также способны воспринимать качества, образ и лилу Господа. Он столь любящ, столь сладостен, однако наши сердца бесплодны, они ничего не порождают. Они бесполезны.

#00:04:09#

Сорняки препятствуют росту растения, растения, которое дарует нам связь с Кришной, связывает нас с Ним, — бхакти-латы. Оно стремится к Кришне и обовьется вокруг Его стоп.

#00:04:39#
садопа̄сйах̣ ш́рӣма̄н дхр̣та-мануджа-ка̄йаих̣ пран̣айита̄м̇
вахадбхир гӣр-ва̄н̣аир гириш́а-парамеш̣т̣хи-прабхр̣тибхих̣1

Он Тот, Кому всегда поклоняются благодаря Его прекрасной внешности. Его красоте поклоняются столь многие, те, кто принял эти человеческие тела, низошли сюда, чтобы поклоняться Ему. Те, кто склонен к Нему, любит Его, испытывает великую нежность к Нему… Кто это? Боги.

#00:06:00#

Гириша — это Шива. Парамештхи — это Брахма. Брахма, Шива и столь многие другие боги приходят тайно в образе людей и поклоняются этому чарующему облику Шри Гаурасундара, Его невиданной, неслыханной красоте. Все они видели Его своими собственными глазами: Рупа Госвами, Санатана Госвами и столь многие другие. Они лицезрели Его столь чарующий образ высокого роста, гармоничного, изящного телосложения, видели Его глаза, чарующие очи, подобные лотосам. Все они описывали Его как Личность исключительной красоты.

#00:07:22#

Боги нисходили сюда, воплощаясь в человеческих телах, чтобы поклоняться Ему в обликах преданных…

#00:07:33#
садопа̄сйах̣ ш́рӣма̄н дхр̣та-мануджа-ка̄йаих̣ пран̣айита̄м̇
вахадбхир гӣр-ва̄н̣аир гириш́а-парамеш̣т̣хи-прабхр̣тибхих̣

Столь многие боги, главные из которых — Брахма и Шива, творец и разрушитель этой Вселенной.

#00:08:06#
сва-бхактебхйах̣ ш́уддха̄м̇ ниджа-бхаджана-мудра̄м…2

Шри Чайтанья — Тот, кто являет Своим преданным подлинную форму поклонения Господу, Владыке, каковым Он сам и является.

#00:08:35#
сва-бхактебхйах̣ ш́уддха̄м̇ ниджа-бхаджана-мудра̄м упадиш́ан

Он поклоняется своему Владыке и показывает, каким образом следует совершать это поклонение.

#00:09:05#
са чаитанйах̣ ким̇ ме пунар апи др̣ш́ор…3

Рупа Госвами взывает: «Смогу ли я увидеть этот святой образ? Увижу ли его вновь? Предстанет ли вновь моему взору Тот, Кого я видел прежде? Буду ли я настолько удачлив, чтобы увидеть этот удивительный, чудесный образ? Смогу ли я увидеть Его хотя бы еще раз?»

Сначала Рупа Госвами видел Махапрабху в Рамакели, второй раз он видел Его в Аллахабаде, Праяге. В третий раз он встретился с ним в Джаганнатха Пури. Он непосредственно, своими глазами лицезрел Его красоту. Он обрел Его даршан. И в своих стихах он говорит: «Увижу ли я Его, увижу ли я вновь этот прекрасный образ?» Он непосредственно, прямым образом показывает нам, как поклоняться нашему Господу.

#00:10:44#

Он труднодостижим даже для богов. Даже богам нелегко приблизиться к Нему. Даже боги обращаются к Нему, преодолевая великие трудности.

Упанишады, высочайшие богооткровенные писания, также открывают Его очень туманно, лишь намекают на Его природу. Если изучать эти тексты очень глубоко, тогда можно обнаружить, что Упанишады намекают на то, что Он — изначальный Бог богов. Он — высшая полнота или осуществление любой реалии.

#00:12:06#

Муни, философы, видят, что все, чего мы ищем, чего желаем, олицетворено в Нем. Он — олицетворение всех наших чаяний, устремлений. И те, кто покорен Ему, кто предается Ему, находят, что Он — самый Сладостный из всего самого сладостного. Мадхура… Те, кто видел Его, столь удачливы. Они узнали, что Он — сама суть, эссенция божественной любви гопи Вриндавана. Словно любовь гопи Вриндавана персонифицирована в Нем. Он — объект поиска сердца. Он — абсолютное олицетворение любви.

«Увижу ли я вновь этого Шри Чайтаньядева? Увижу ли я Его? Предстанет ли Он перед моими очами? Низойдет ли Он вновь?»

#00:13:46#

[шлока]

Гаурасундар явил Свой образ, который превыше всего, что было явлено когда-либо прежде. Его невозможно сравнить ни с чем в этом мире. Так он явил Свою красоту, Свой образ.

Здесь также сокрыт другой смысл. Сварупа — это Сварупа Дамодар. Сварупа Дамодар — обладатель несравненного богатства, внутреннего капитала. Сварупе Дамодару нет равных, поскольку он — обладатель высочайшего капитала возвышенной божественной любви. И он демонстрировал свою великую преданность Адвайте Кришне или Адвайте Ачарье Прабху. Он был очень дорог ему. Он демонстрировал свою преданность святым стопам Шриваса, Лакшми-пати, Нараяне, а также преданному Шривасу.

#00:15:54#

Один из смыслов таков. Махапрабху демонстрировал те упоительные божественные чувства, что переживал в Себе, и их наблюдали люди. Они видели Его гордую фигуру. Его облик был несравненен. Его черты были уникальны, отличные от черт всех остальных. Горделивая красота была проявлена в Его теле, в Его фигуре, в Его образе.

#00:16:40#

Санньяси Парамананда, ученик Мадхавендры Пури, поддерживал Шри Чайтаньядева. Он чувствовал себя гордым: «Духовный брат моего Гуру, Дева Ишвара Пури на стороне Шри Чайтаньядева. Духовный брат моего Гуру ценит меня». Такого рода возвышенное чувство жило в нем.

#00:17:26#

[шлока]

«Он, Господь Хари, — друг, спаситель всех падших душ, спаситель самых последних нищих». И это также скрытый смысл стиха. «Мы самые нищие, — говорит Рупа Госвами. — Такие люди, как мы, также могут быть спасены Им, поскольку Он спаситель и друг нищих». «Эта смиренная жалкая личность обрела положение, заняла место у Его стоп», — так говорит Рупа Госвами о себе.

#00:18:47#

Нараяна-Кришна спас слона Гаджендру. Гаджендра в своей прошлой жизни был царем. Из-за некоего своего недостатка он оскорбил одного преданного. И он, царь, родился слоном. Он поступил как слон по отношению к преданному, повел себя в подобной манере, поэтому стал слоном в следующей жизни.

#00:19:30#

Однажды этот слон захотел искупаться в озере. В озере жил огромный крокодил, который напал на него. Между ними завязалась схватка. Наконец слон очень устал и стал просить о божественной помощи. Кришна явился, уничтожил крокодила и спас слона. Здесь есть аллюзия на это место. Тот, чье сердце растаяло от молитв слона-преданного, спас его от опасности. С другой стороны, им подразумевается Гаджепати Пратапарудра, царь Ориссы, сердце которого растаяло от доброты по отношению к нему, царю Гаджепати Пратапарудре.

#00:20:55#
са чаитанйах̣ ким̇ ме пунар апи др̣ш́ор йа̄сйати падам

«Возможно ли, что мне вновь выпадет шанс обрести даршан этого Шри Чайтаньядева, которого я видел прежде? Явится ли Он перед моими плотскими очами?»

#00:21:43#

[шлока]

Купидон, Кама, считается самым красивым богом. Если бы было возможно, чтобы миллионы купидонов объединились, стали единым целым, и не просто купидоны, а купидоны на пике своей красоты! Если бы можно было представить себе подобное! Столь высокой степени красоту можно увидеть в Нем, когда Он исполнен божественной любви и призывает Святое Имя.

#00:22:52#

[шлока]

Иногда, когда мы смотрим на Его прекрасный образ, кажется, что миллионы прекрасных купидонов объединились в одну личность. Его положение исполнено гордости. Его фигура кажется сияющей светом этой красоты. Эта прекрасная фигура в одеждах санньяси удивительного цвета.

#00:23:44#

[шлока]

Цвет Его одежды изменяется благодаря сиянию Его тела. Подобно тому, как солнце придает одежде тот или иной оттенок, также сияние Его тела придает особый оттенок Его одеяниям. Такого рода качество мы наблюдаем в Нем.

#00:24:21#

[шлока]

Тело Махапрабху золотого цвета. Золото лучшего качества красиво блестит, однако вся эта красота бледнеет в сравнении с Его цветом. Таков цвет Его тела! Блеск чистого золота высочайшей пробы, без примеси, меркнет в сравнении с сиянием Его тела.

#00:25:18#

[шлока]

Своим сиянием Он затмевает блеск любого золота. Сияние всего золота повержено Его сиянием. Таково сияние Его тела!

#00:26:03#

[шлока]

Если мы будем достаточно удачливы, мы увидим вновь эту фигуру…

#00:26:17#

[шлока]

…когда он воспевает Харе Кришна громким голосом, перебирает четки.

#00:26:36#

[шлока]

Вокруг Его талии затянут пояс с узлами, которые Он перебирает руками, и Его руки словно играются этими узлами.

#00:27:08#

[шлока]

Его большие глаза и руки подобны лотосам.

#00:28:20#

[шлока]

Обе Его руки играют, когда он перебирает узлы на поясе, Свои четки. Он стоит в игривой позе… «Сумею ли я вновь увидеть Его своими глазами?»

#00:29:22#

[шлока]

«Предстанет ли это зрелище моему взору вновь, как перед колесницей Джаганнатха, на небольшом расстоянии?»

#00:29:51#

[шлока]

Он в божественном безумии танцует. Пот, испарина и столь многие другие симптомы преданности проявляются в Его теле. Его тело дрожит, когда Он танцует, и столь многие признаки преданности проявляются в Его теле. «Буду ли я достаточно удачлив, чтобы увидеть эту фигуру еще раз, чтобы увидеть этот образ вновь?»

#00:30:37#

[шлока]

Все Его преданные призывают Имя Господа, становясь вкруг Него, когда Он радостно танцует… «Предстанет ли моему взору еще раз в жизни столь прекрасная сцена?»

#00:31:23#

[шлока]

Его видели на берегу океана в Пури… Там был лес, и Он принимал этот лес за лес Вриндавана.

#00:32:00#

[шлока]

«Мы находимся во Вриндаване!» В таком возбуждении, очень сладостно Его язык произносил Имя Господа.

#00:32:19#

[шлока]

Он возбужденно повторял: «Я во Вриндаване!» С удивительными жестами, принимая удивительные позы, Он призывал Имя Господа. Его фигура лучилась исключительной красотой.

#00:33:04#

«Предстанет ли Он моему взору вновь, еще раз в моей жизни?»

#00:33:09#

[шлока]

Иногда видели, как Он плачет, и земля под Его ногами размякала от Его слез и пота. Волосы на Его теле поднимались и словно волдыри появлялись на коже.

#00:34:04#

[шлока]

Тело Махапрабху казалось цветком кадамба. Вы когда-нибудь видели цветы кадамба? В этом цветке лепестки расходятся во все стороны, как бы по кругу. Это многосложный цветок. Его тело казалось подобным цветку кадамба. Волосы на Его теле поднимались и пулока, низшая часть волос, была подобна воспаленному волдырю. Он был столь прекрасен…

#00:35:21#

Он лил слезы, призывая Имя. Тело Его было отмечено исключительными, удивительными признаками чувств божественной любви к Кришне и Его лиле. В Его теле ясно проявлялись подобные симптомы — Он раскрывался подобно цветку кадамба. «Обрету ли я эту удачу еще раз? Смогу ли увидеть этот образ прямо перед собой?»

Так Рупа Госвами, который видел Махапрабху своими собственными глазами, описывает Его прекрасный образ. Это не абстракция. Поэт описывает красоту некой личности абстрактным образом, однако очевидец, лицезревший своими собственными глазами эту прекрасную фигуру, описывает ее красоту по-другому.

«Смогу ли я вновь увидеть эту фигуру, этот образ?»

Переводчик: Муралишвар дас
Редактор и составитель примечаний: Традиш дас

 


1 «Господь Шри Чайтанья Махапрабху — самое почитаемое Божество всех богов, включая Господа Шиву и Господа Брахму, которые из любви к Нему низошли в этот мир в человеческих обликах» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.66; стих из «Става-малы» Шрилы Рупы Госвами («Пратхама Шри Чайтаньяштака», 1)).

2 «Он раскрывает Своим преданным истины о чистом преданном служении» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.66).

3 «Явится ли Господь Чайтанья вновь моему взору?» (приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила, 3.66; 4.51; Мадхья-лила, 13.207; Антья-лила, 15.97).