О противоречиях описания Кришна-лилы в трудах Госвами

Адхокшаджа1. Он [Господь Кришна] адхокшаджа. Излюбленный термин, встречаемый на страницах «Шримад-Бхагаватам», — адхокшаджа. Господь всегда пребывает в положении, превосходящем наше.

#00:00:30#

Он всегда занимает положение, превосходящее наше положение. Его положение трансцендентно. Он не наш слуга. Не произойдет так, что по своей «сладостной» воле мы будем использовать Его. Мы никогда не займем Его положение. Он недоступен нашему пониманию. Его положение — это всегда превосходящее положение. Мы не можем заключить Его в клетку своего разума. Он сварат2.

#00:00:53#

[санскрит]

Ему известен смысл и предназначение каждого явления, каждой реалии. Он самодержец, Абсолют. Он даже неподвластен Своему собственному закону. Он устанавливает законы, но не обязан подчиняться им, Он выше законов. Он адхокшаджа.

#00:01:29#

Если ты собираешься встретить Его, то, лишь занимая положение раба, ты можешь приблизиться к Нему. Раб не может контролировать господина, раб не допускает даже мысли о том, что может контролировать господина. Господь адхокшаджа. Все твое знание, приобретенное тобой, не соответствует высшему стандарту.

#00:02:07#

Однажды я спросил Гуру Махараджа: «Рупа Госвами определенным образом описывает Дварака-лилу. Он описывает лилу так, словно из Вриндавана параферналии перемещаются в Двараку: Джамбавати, Радхарани, Сатьябхама — гопи Вриндавана становятся царицами Двараки. Однако Санатана Госвами заканчивает лилу в Матхуре. После расставания [с гопи Вриндавана] Кришна уезжает в Матхуру, а затем, спустя некоторое время, вся атмосфера изменяется: у Нанды Махараджа нет детей, он хочет иметь ребенка, и Кришна вновь появляется там».

#00:02:57#

Лила вновь достигает Матхуры. После убийства Камсы лила замирает в некоем туманном положении, затем цикл начинается вновь. Однако Санатана Госвами не связывает Вриндаван с Дваракой. После лилы в Матхуре все возвращается к предыдущей стадии, к рождению Кришны.

#00:03:52#

А Рупа Госвами отводит их в Двараку. Махапрабху посоветовал Рупе Госвами описать [лилы Кришны во Вриндаване и Двараке] отдельно. Так Рупой Госвами были написаны «Лалита-Мадхава» и «Видагдха-Мадхава».

#00:04:32#

«Махапрабху дал указание Рупе Госвами не писать о Вриндавана-лиле и Дварака-лиле в одной книге, но написать два отдельных произведения. Однако Санатана Госвами завершает описание [лилы Кришны] на стадии Матхуры. Оба они — ученики Махапрабху, но описывают лилу по-разному. Как это понять?»

#00:05:04#

Прабхупада ответил: «Почему мы говорим “адхокшаджа”? Если ты можешь понять все, то каков смысл того, что Господь адхокшаджа? Адхокшаджа — это нечто, недоступное разуму. В противном случае Он не был бы способен сохранить Свою природу Безграничного, если бы все можно было заключить в клетку нашего разума. Адхокшаджа: обитель, недоступная разуму, сварат».

#00:06:02#

Яшода пытается связать Кришну, обвязав вокруг Его талии веревку, но, сколько бы веревки ни было, каждый раз ее не хватает на два пальца. Она привязывает новый кусок, но веревки по-прежнему недостаточно. Как это понять с помощью разума? Всегда не достает веревки на два пальца. Какова причина этого? Субъективная эволюция. Воля Господа направляет тебя, а не какая-нибудь объективная реалия этого мира. Это своего рода гипнотизм. [Кришна объявляет:] «Я говорю, что ты увидишь Меня таким…», и Арджуна видит Кришну именно таким. «Я говорю, что ты видишь это…», и Арджуна видит это. Таков контроль субъекта, субъективная эволюция, это не какое-либо объективное явление.

#00:07:40#

Мы должны попытаться следовать этому. Можно ли осознать, как это возможно? Субъективная эволюция. Речь не идет о «теории ископаемого», о том, что лежит у нас под ногами, но о том, что всегда находится над нашей головой. Это единственный способ найти ответы на все вопросы. Иными словами, мы должны всегда оставаться рабами. Ты можешь установить связь с Кришной, если тебе нравится идея рабства [у Кришны].

#00:08:39#

Некоторые заявляют, что Гаудия Матх проповедует «рабскую психологию». Последователи миссии Рамакришны заявляют: «Мы величайшие, со-хам». Преданные же говорят: «Мы ничтожны». Рабство [у Господа], кришна-дасьям. Важна рабская психология. Вовсе не так, что муравей будет считать себя слоном.

Переводчик: Муралишвар дас
Редактор: Традиш дас

 


1 Трансцендентный Господь, пребывающий за пределами досягаемости материалистичного ума или эмпирического знания, не осязаемый с помощью мирских чувств.

2 Полностью независимый.