Гуру-бхоги, гуру-тьяги и гуру-севи
Шрила Шридхар Махарадж: Ты понимаешь различие между лестью и прославлением?
Госвами Махарадж: Да.
Шрила Шридхар Махарадж: Лесть не есть преданность. Проповедуя свою собственную славу, человек лицемерно, неискренне демонстрирует свою преданность вайшнаву. Ты понимаешь различие?
Ученик: Да, Махарадж.
Шрила Шридхар Махарадж: Лесть подразумевает, что ты используешь вайшнава, ставишь его на службу себе.
на̄мно [бала̄д йасйа] хи па̄па-буддхир…
на̄мно [бала̄д йасйа] хи па̄па-буддхир…1
«Я буду совершать грех, и, призывая Имя, смою последствия греха». Если с подобным представлением мы призываем Имя, то совершаем оскорбление в адрес Имени, это не чистое Имя. Так же и вайшнавов можно использовать с этой греховной идеей, с этой греховной целью.
Многие люди просто льстят Свами Махараджу, отвергая его истинную цель, игнорируя ее. Это не есть гуру-бхакти. Истинное намерение — понять Гуру, пойти на риск и проповедовать. Это и есть преданность. Речь не идет о том, чтобы использовать Гуру с целью самоутверждения, под предлогом его прославления. Это не есть подлинная преданность.
Мы не можем не прославлять вайшнава, не можем исчерпать славу вайшнава, поскольку он безграничен, его качества безграничны, мы не можем не прославлять его. Это одно. Но использование лести с целью самоутверждения — это не преданность, это нама-апарадха: преследовать свой бренный, мирской интерес, призывая имя вайшнава и прославляя его [лишь] внешне. Истинная преданность:
анйа̄бхила̄шита̄ ш́ӯнйам̇, джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣анушӣланам̇ [бхактир уттама̄] 2
Поддерживать эксплуатацию, эксплуатировать под видом преданности — очень тонкое явление. Мы должны прославлять, вайшнавы — истинная жизнь, но злоупотреблять этим [прославлением] ради своих мирских целей — не есть преданность, это предлог с целью самоутверждения. Этого следует избегать. Такие люди здесь, в Индии, известны как гуру-бхоги. Гуру-бхоги — люди, стремящиеся наслаждаться [за счет] Гуру, эксплуатировать его.
Они эксплуатируют имя Гуру и вайшнавов, чтобы утвердить самих себя. Это эксплуататоры Гуру, эксплуататоры вайшнавов. Эксплуатация в форме прославления вайшнава и Гуру — не есть преданность, это апарадха. Есть вайшнава-сева и вайшнава-апарадха, гуру-сева и гуру-апарадха.
[реплики на бенгали]
Ученик: Мы слышим ваши речи.
Шрила Шридхар Махарадж: Внутренний поиск: что есть преданность, что есть гуру-бхакти. На поверхности человек как будто бы воодушевлен и утверждает Гуру, но кто есть Гуру, каково служение Гуру? Существуют многочисленные апарадхи, нама-апарадхи. Поверхностный призыв Имени, когда внутренняя цель — нечто другое, не призыв Имени. Есть нама-апарадха и вайшнава-апарадха.
«Убивать» его [Гуру] под вывеской служения, разрушать его сокровенное желание, уничтожать его благую волю, прикрываясь его именем. Внешне призывать его имя, под этим предлогом «убивая» его истинную благую волю.
Гуру-бхоги и гуру-севи. Гуру-бхоги, гуру-севи и гуру-тьяги — три класса: тот, кто служит Гуру [гуру-севи]; тот, кто отрекается от Гуру [гуру-тьяги]; и тот, кто эксплуатирует Гуру [гуру-бхоги], Гуру и вайшнава. Эксплуатация, отречение и преданность.
Необходимо искать, что есть преданность, что есть пропаганда, а что есть проповедь. И кого я проповедую, что я проповедую — себя? Кого я пропагандирую? Себя или вайшнава? Поиск Гуру: необходимо искать, пытаться понять это. Эксплуатировать Гуру, служить Гуру и отрекаться от Гуру. И четвертая категория — люди, которые не чувствуют потребности в Гуру. Это хуже всего. Эксплуатировать Гуру, отрекаться от Гуру, служить Гуру и не испытывать потребности в Гуру.
1 В «Падма-пуране» приводятся описания десяти оскорблений Святого Имени Господа. Седьмое оскорбление таково: на̄мно бала̄д йасйа хи па̄па-буддхир / на видйате тасйа йамаир хи ш́уддхих̣ — «Шри Харинам обладает великой силой искоренять грехи. Однако если кто-то намерен совершать разного рода грехи, принимая прибежище Святого Имени в надежде освободиться от их последствий, подобное отношение — оскорбление».
2 «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).