Гуру и ачарья. Три аспекта духовного учителя

Шрила Госвами Махарадж: А существуют ли различия между Ачарьей и Гуру?

#00:54:51#

Шрила Шридхар Махарадж: Гуру и Ачарья — это одно явление. Но нам говорят: в целом, Ачарья совершает более обширную, широкомасштабную работу. И также еще один момент: Ачарья должен обладать знанием священных писаний. Гуру может на поверхности не обладать знанием писаний, но истинное знание писаний, шастры, присутствует. Он может не цитировать писания, но он чувствует смысл писаний, он может быть Гуру.

#00:55:34#

Но Ачарья означает проповедник, тот, кто способен приводить свидетельства, подтвержденные из священных писаний.

ачиноти йах шастрартхам
[ачаре стхапайатй апи
свайам ачарате йасма]
ачарйас тена киртитах1

Определение Ачарьи таково: ачиноти йах шастрартхам — он будет способен извлечь из священных писаний истинный смысл, шастра. Ачаре стхапайатй апи — и таким образом, чтобы люди смогли принять этот смысл. Тот, кто будет способен повлиять на людей таким образом, чтобы они восприняли истинный смысл шастр, подлинный смысл. Свайам ачарате: сам он практикует, следует правилам и предписаниям в своей собственной жизни, ачарйас тена киртитах, тогда он известен как Ачарья.

#00:56:38#

Шрила Госвами Махарадж: Наш Гуру Махарадж в Ади-лиле «Чайтаньи-Чаритамриты» в стихе «а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ вӣджа̄нӣйа̄н…»2 и так далее упоминает в объяснениях: во всех древних произведениях, посвященных преданному служению, в песнях Шрилы Нароттама Даса Тхакура более поздней эпохи, в песнях Бхактивинода Тхакура и в произведениях других чистых вайшнавов духовный учитель всегда описывается либо как одна из сокровенных служанок, близких служанок Шримати Радхарани, либо как проявленный представитель Шрилы Нитьянанды Прабху.

#00:57:33#

Шрила Шридхар Махарадж: Согласно раса-вичару. В мадхура-расе — представительница Радхарани, в других расах — представитель Нитьянанды-Баладева. Два деления: представитель Его Самого, Кришны, и представитель высочайшего слуги в определенном ведомстве, и так же представитель некого особого, избранного слуги в том или ином лагере. Три фазы могут быть обсуждаемы и поняты. Три фазы. Первая — Сам Господь есть Гуру. Затем, нам говорят, — наиболее близкий, любимый слуга, и этот наиболее близкий слуга может быть в разных расах. Три уровня.

#00:58:34#

Первый даршан — только вершина Эвереста. Далее — ближайшие пики, горные вершины, затем — то, что подходит для моей индивидуальности, атмосфера наиболее благоприятная для меня, в которой я могу принять и обрести постоянное прибежище, мое постоянное место жительства. Таким образом. По крайней мере, три разных измерения: во-первых — сам Господь. Во-вторых (следующая стадия) — мы видим: высочайший слуга, глава определенного ведомства служения, и далее — третья, в рамках моего конкретного департамента, один слуга. Есть департамент служения, а есть глава, и есть некий слуга в этом департаменте, под началом которого я начинаю свою вечную жизнь, класс манджари, Рупа-манджари: Радхарани, Рупа-манджари. Кришна-Радхарани-Рупа-манджари. Кришна, Баладев, а затем — Субал или любой другой друг, таким образом. В Ватсалья-расе — Кришна, Яшода-Нанда и далее какой-то помощник или помощница Яшода-Нанды. Таким образом, местоположение можно определить. Три стадии.

 


1«Ачарьей называют того, кто в совершенстве знает выводы Богооткровенных писаний. Он не только на словах, но и на личном примере учит глубоким истинам, заключенным в божественных наставлениях» («Вайю-Пурана»).


2а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ вӣджа̄нӣйа̄н на̄ванманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣ — «Человеку следует знать, что ачарья — это Я, и никогда не проявлять неуважения к нему. Ачарье нельзя завидовать, считая его простым смертным, ибо он — представитель всех полубогов» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.46).