Цель вайшнавской санньясы - служение Кришне
Шрила Шридхар Махарадж: Ты примешь анукалпу здесь? (Анукалпа — малое количество пищи.)
Госвами Махарадж: Сегодня Экадаши.
Шрила Шридхар Махарадж: Ты обходишься без анукалпы? Ты постишься?
Госвами Махарадж: Я пытаюсь поститься.
Шрила Шридхар Махарадж: Весь день постишься? Ничего не кушаешь, не принимаешь анукалпу? Хорошо.
Госвами Махарадж: Потому что я думал, что я санньяси. Я должен быть хотя бы немножко отрешенным.
Шрила Шридхар Махарадж: Немножко что?
Госвами Махарадж: Отрешенным. Немножко отрешенным. Отречение.
Шрила Шридхар Махарадж: Что он говорит?
Ученик: Он пытается быть несколько отрешенным, санньяси.
Госвами Махарадж: Да. Но вы всегда говорите, что мы должны остерегаться отречения. Вы думаете... Как вы считаете, моя позиция оправдана?
Шрила Шридхар Махарадж: Ты знаешь выражение?.. В Италии в районе Средиземного моря есть скрытая скала, подводные камни. Корабль наталкивается на эти подводные рифы или скалы, приближаясь к берегу.
Ученик: Сцилла и Харибда.
Шрила Шридхар Махарадж: Да, совершенно верно: Сцилла и Харибда. Так вот, бхога и тьяга — это те самые подводные рифы, подводные камни. С одной стороны — эгоистическое наслаждение, а с другой стороны — отречение. Отречение и наслаждение — и то, и другое опасно. Отречение более опасно, нежели эксплуатация, поскольку оно более могущественно. Тенденция отречения более могущественна. Отречение — более могущественный враг преданности Кришне, нежели слабости. Эксплуатация — слабый враг, тогда как отречение — могущественный, сильный враг.
Госвами Махарадж: В Гаудия-сампрадае мы должны принимать санньясу ради пропаганды. Но насколько отречение...
Шрила Шридхар Махарадж: Это только видимая санньяса, призванная лишь с этой целью Махапрабху. Махапрабху принял майявада-санньясу, чтобы пленить майявади-санньяси, поскольку в ту пору общество находилось под контролем майявади. И Он принял одежды санньяси-майявади, ачарьи, вступил в их лагерь и стал проповедовать: «То, что вы делаете, — это против преданности, и это плохо. Вы пытаетесь ввести в ведическую доктрину буддистские представления, и это огромное зло для общества».
[санскрит]
«В действительности вы продаете товары буддистской школы, но под вывеской ведической доктрины. И это нечто более опасное, нежели откровенная проповедь буддизма и атеизма. Это нанесет великий урон обществу. Варнашрама, Веды — все это ведет к Кришне, к кришна-бхакти, к позитивному явлению, не к негативному, Брахману.
Госвами Махарадж: Как я могу знать, насколько мне следует быть строгим по отношению к себе?
Шрила Шридхар Махарадж: Как?
Госвами Махарадж: Как я могу знать, в какой степени я должен быть строг по отношению к себе?
Шрила Шридхар Махарадж: Как? Насколько строг?
Госвами Махарадж: Да, насколько строг к себе?
Шрила Шридхар Махарадж: Что он говорит?
Ученик: Как я могу знать, насколько строг я должен быть?
Преданный: [поясняет на бенгали].
Шрила Шридхар Махарадж: Какого рода строгость я [должен применять к себе] как санньяси?
Госвами Махарадж: Как санньяси, в качестве санньяси.
Шрила Шридхар Махарадж: Я должен посвящать максимум энергии Кришне и принимать то, что благоприятствует этому. Пост — не самоцель, но служение Кришне — вот самоцель. И то, что способствует этому служению Кришне, я буду принимать это.