Любое действие может совершаться в измерении ниргуны

#00:02:37#

Ученик: У нас был один вопрос, с которого мы хотели начать…

Шридхар Махарадж: Да?

Ученик: И это следующий вопрос: когда ученики приходят к духовному учителю в разных положениях, то постепенно по милости гуру они возвышаются в процессе движения через различные гуны, все выше и выше, вплоть до саттва-гуны. И мы, выполняя наш долг, те или иные обязанности, иногда мы вынуждены действовать скорее как кшатрии, или менеджеры, администраторы. А позиция администратора в большей степени ассоциируется с гуной страсти. Но с другой стороны мы пытаемся достичь платформы, или стадии благости, и даже более того – чистой благости за пределами гун природы. Но иногда, выполняя функции администратора, мы впадаем в страсть, в раджас.

Ученик: Он говорит, что когда мы занимаемся повседневной деятельностью (особенно, наши лидеры), мы должны действовать таким образом, чтобы… Это нечто вроде раджа-гуны, мы вынуждены действовать так, в раджа-гуне. Мы хотим культивировать кришна-бхакти, мы хотим достичь стадии шуддха-саттвы, но временами наши повседневные функции, или обязанности…

#00:04:16#

Шридхар Махарадж: Да, да… Что есть ниргуна? Ниргуна включает раджа, тама и… На поверхности кажется, что она включает раджа, тама, саттву. Но это может быть ниргуна. Даже убийство может быть ниргуна. И в то же время убийство… Убийство может быть ниргуна, а поклонение может быть сагуна. Формальное поклонение, точка зрения, угол зрения. Точка зрения, внутренняя цель, или смысл – именно это явление есть ключевой фактор. Понимаете? Если присутствует... когда речь идет о руководстве и указании гуру, то человек может убивать и может грабить, и все что угодно, но то будет ниргуна. Все это может быть ниргуна, все эти, даже преступные действия. Это зависит от измерения, из которого приходит руководство человеку, действующему. Внешняя форма не есть все и вся. Невозможно судить лишь по внешней форме. Разумеется, невозможно сказать, что любое воровство, убийство и разбой – это ниргуна. В целом, это не так, но может быть так – ниргуна.

#00:06:02#

Чистота намерения, искренность намерения зависит от этого – как человек... кем человек направляем и управляем, какова его мотивация, насколько он искренен, насколько его намерение благое, если он кого-то, скажем, ругает (этот человек) или наказывает. Например, мать наказывает своего ребенка – это одно, но враг наказывает ребенка – это совсем другое. И за наказанием, материнским наказанием, стоит ее добрая воля, доброжелание. Поэтому лишь внешнее поведение, внешняя форма поведения – не есть все и вся. И невозможно по этой внешней форме судить о том, что скрыто внутри.

Ученик: Да. А, скажем, некая искренняя женщина приходит ко мне, и со всей искренностью я пытаюсь проповедовать ей. Но в силу этого контакта с противоположным полом… Хотя я, казалось бы, начал с искренним желанием, но это общение…

#00:07:09#

Шридхар Махарадж: Да, это все критически важные моменты, и их можно оценивать с разных точек зрения. Искренне я буду пытаться с одной стороны. И в то же время, я должен заботиться о благе других с тем, чтобы они не впали в заблуждение. И положение человека, который собирается помочь – все эти моменты могут быть приняты в расчет, учтены. Временами искренний человек может быть принесен в жертву ради блага многих. Иногда это может быть необходимо, а иногда у человека есть такое искреннее желание, что ачарья может пойти на риск и попытаться помочь ему.

Но положение ачарьи должно быть подлинным, реальным. Он не должен быть слаб, он не должен попасть в ловушку. Все эти вещи следует принимать в расчет. В целом анукул и пратикул. Соответственно нашему рассудку и советам, помощи друзей, доброжелателей мы будем принимать то или иное решение; принимать решение, и нас ждет временами победа, а временами поражение. Мы должны принимать ответственность, отвечать за это в нашей практической жизни. Может быть, даже поражение может преподнести нам урок. Даже поражение! Но искренность, искренняя попытка – это всегда похвально и победоносно. Триумфально!

#00:09:21#

Ученик: Наш Прабхупад…

Шридхар Махарадж: Да?

Ученик: …написал в своем комментарии к стиху «апичет-судурачаро» - аналогичные моменты, утверждения.

Я прочитаю: «Когда живое существо обусловлено, то оно занимается деятельностью двух типов. Во-первых, обусловленной деятельностью (обусловленной или конституциональной), и необусловленной…»

Шридхар Махарадж: Как ты говоришь, обусловленной и конституциональной?

Ученик: Да. «…Затем чтобы защитить или сохранить тело, чтобы следовать правилам общества и государства, однозначно, существуют различные типы деятельности. Даже для преданного, который связан с обусловленной жизнью (и подобная деятельность зовется обусловленной). Наряду с этим, живое существо, которое в полной мере сознает свою духовную природу и занято сознанием Кришны, или преданным служением Господу, его деятельность зовется… Деятельность такого живого существа зовется трансцендентной. Подобная деятельность совершается в его (живого существа) конституциональном положении. И подобная деятельность технически именуется преданным служением…»

#00:11:14#

Теперь: «…В обусловленном состоянии временами преданное служение, а временами – обусловленное служение в связи с телом будут служить параллелями друг другу. Но затем опять же временами эти виды деятельности становятся противоположны друг другу. Насколько возможно, преданный очень осторожен, бдителен - с тем, чтобы он не совершал ничего, что могло бы воспрепятствовать его целостному, здоровому состоянию, послужить помехой подобному состоянию…»

Шридхар Махарадж: Ты закончил?

Ученик: Еще нет. «…Он знает, что совершенство его деятельности зависит от его прогрессивной реализации в сознании Кришны. Временами, однако, можно увидеть, что человек в сознании Кришны совершает некие деяния, которые могут рассматриваться как в высшей степени отвратительные с точки зрения социальной или политической. Подобное временное падение не дисквалифицирует его».

Ученик: Так, а в чем суть?