Учение о карме, викарме и акарме в «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам»

#00:02:48#

Преданный: Стих «Бхагавад-гиты»:

карман̣о хй апи боддхавйам̇ боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣
акарман̣аш́ ча бодхавйам̇ гахана̄ карман̣о гатих̣1

В комментарии к этому стиху Свами Махарадж говорит: «Если человек серьезен, серьезно стремится освободиться от материального рабства, то он должен начать анализ действия, следствия и извращенного действия. Это очень трудный для понимания предмет, и чтобы понять этот предмет, нужно общаться с преданными в сознании Кришны и научиться от них этим тайнам, секретам».

#00:03:51#

Шрила Шридхар Махарадж: А как звучит начало стиха? …акарман̣аш́ ча бодхавйам̇ гахана̄ карман̣о гатих̣

Преданный: карман̣о хй апи боддхавйам̇ боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣

Шрила Шридхар Махарадж: Нечто в высшей степени неведомое и непостижимое, и оно безгранично, безграничные возможности присутствуют там. Человек, живое существо совершает усилия, и следствие, результаты этого усилия бесконечны.

#00:04:29#
ким̇ карма ким акармети кавайо ’пй атра мохита̄х̣2

Что есть карма, что есть отсутствие кармы — понять это трудно даже ученым. А как звучит начало этой шлоки?

Преданный: карман̣о хй апи боддхавйам̇ боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣

Шрила Шридхар Махарадж: карман̣о хй апи боддхавйам̇ боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣, акарман̣аш́ ча бодхавйам̇ гахана̄ карман̣о гатих̣ — что есть акарма, что есть викарма и что есть карма. Карма значит в целом то, что рекомендует шастра в рамках варнашрама-дхармы, это карма. Викарма это аморальная деятельность, безнравственная. И акарма означает прекращение всяких усилий, всякого проявления энергии. Но это невозможно — человек должен есть, он должен работать, акарма.

#00:05:48#
акарман̣и ча карма йах̣3

Тот воистину разумен, кто способен увидеть карму в акарме и акарму в карме. Это означает, что, контролируя наше внутреннее «я», мы способны избавиться от кармы. Йога-стхах̣ куру карма̄н̣и4 — человек, который занимает правильную позицию (не стремится к результатам, к плодам своей кармы), совершает карму, но в действительности это акарма. А когда человек в уме своем хочет так много всего, его ум всегда находится в движении, он хочет того, другого, третьего, и он сохраняет свои желания, но прекращает внешнюю карму — это глупость.

#00:06:51#

Акарман̣и ча карма — человек может внешне совершать множество поступков, карму, но он не желает никаких плодов — он совершает акарму, тогда как человек, который прекращает свою физическую деятельность, но ментально, в уме думает о множестве разных вещей, тот продолжает совершать карму. Речь идет о том, что карма — это не только внешние физические действия, но и внутренняя позиция, и на это явление — внутреннюю позицию — следует обращать самое пристальное внимание.

#00:07:20#
на хи каш́чит кшан̣ам апи джа̄ту тишт̣хатй акарма-кр̣т5

Никто в действительности не может прекратить карму.

ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те на прасиддхйед акарман̣ах̣6

Даже если мы откажемся от любой деятельности, то мы вынуждены будем продолжать есть, ходить в уборную — это все также карма. Но избавиться от кармы не означает, что нужно прекратить совершать физические действия — нужно отказаться от ментальных желаний.

#00:07:53#

Камана-васана. Это подлинная карма, а не внешняя деятельность. Внешне мы можем убить, уничтожить всю Брахманду, всю Вселенную, и при этом ничего не делать. Внешняя деятельность не обладает ценностью, оценивать карму следует по внутренним желаниям, по васане: «Я хочу чего-то помимо Кришны». Есть универсальная, вселенская волна, это волна совершает свое движение, и я хочу проецировать свои желания на эту волну, я не в состоянии жить в гармонии с этой волной. Но отдельную, сепаратную волну я хочу породить, и это карма, и эта волна неизбежно будет сталкиваться с вселенской волной. Столь многие местные, провинциальные волны существуют, но окончательная, финальная, фундаментальная волна сознания Кришны есть, и я должен понять эту волну, оказаться в гармонии с ней, и тогда я не буду совершать карму, я буду танцевать в этой универсальной волне — вот что необходимо.

#00:09:07#

Без этого, в каких бы волнах я ни принимал участия, с какими бы волнами я себя ни отождествлял в различных измерениях, я буду вынужден пожинать плоды, сталкиваться со следствиями, это карма. Карма в истинном смысле слова означает «порождать волны отдельных интересов в этом мире». Необходимо прекратить такие попытки внутренне, и постараться понять ниргуну — волну сознания Кришны, и в этой волне не будет кармы. А иначе мы будем уносимы различными волнами, различных отдельных интересов, и это все будет карма того или иного типа, и каждый страдает от своей собственной кармы, от реакций, следствий действий, и живые существа гибнут в результате столкновения этих волн с высшей волной. Таким образом. Внутренне пытайся избавится от этого духа кармы, то есть, пытайся быть единым с сознанием Кришны, с этой универсальной волной, и танцуй в этой волне.

#00:10:30#

Карма, викарма. Викарма значит аморальные поступки, карма — это моральные, нравственные поступки, они лучше по сравнению с викармой. Есть также ведантическое понимание отказа от внутренних желаний, акарма — когда прекращаются всякие намерения и желания. Они хотят самадхи — состояния, подобного глубокому сну без сновидений. Но вайшнавы хотят обрести связь с сознанием Кришны, которое динамично, которое представляет собой здоровую волну, несущую благо всем и каждому. Абсолют динамичен, не статичен (подобно состоянию, на которое указывают буддисты и шанкариты, нирвана). Но возможно установить связь с сознанием Кришны, которое динамично, движущееся, это волна любви, волна любви, красоты и очарования, милости. Таким образом, обрести связь с этим явлением.

#00:11:42#

Давать и брать — это не плохо, но это не должен быть черный рынок. Все это должно быть основано на универсальной Истине, Он обладает всем, Ему все принадлежит. Но если мы считаем себя обладателями (я — царь, я могу действовать, я способен давать), то это невозможно для меня, мы все занимаемся спекуляцией на черном рынке, и, в конечном счете, мы терпим поражение и становимся жертвами реакций.

#00:12:18#

Викарма, карма и акарма. Викарма — это аморальные действия, не рекомендованные священными писаниями, варнашрама-карма — это в целом карма: делай то-то и то, и дальнейшее наставление ты получишь, когда закончишь выполнение этого долга. Затем — найшкарма — то, что рекомендуется «Бхагаватам»: джн̃а̄на-ваирагйа-бхакти-сахитам̇ наиш̣кармйам а̄вишкр̣там̇7. Йоги и гьяни благодаря найшкарме достигают самадхи, состояния вечного сна без сновидений, но «Шримад-Бхагаватам» говорит: необходимо отказаться от эгоистической деятельности и действовать ради Кришны. Это наишкарма.

#00:13:11#

Джн̃а̄на, ваирагйа и бхакти — везде присутствует найшкарма, отказ от эгоистической деятельности, но в бхакти — отказ от эгоистической деятельности и деятельность ради Кришны. Найшкарма означает не прекращение деятельности как таковой, но означает отказ от всех локальных, местных желаний и интересов, и работа в интересах универсального сознания Кришны, и это — подлинная найшкарма, согласно «Бхагавате». И эта найшкарма отличается от спекуляций тех, кто ищет освобождения, которые говорят, что только состояние самадхи (вечного сна) есть найшкарма. Но «Бхагавата» отвергает эту идею напрочь. Найшкарма — это значит присоединиться к универсальной волне, и это найшкарма подлинная.

#00:14:08#
джн̃а̄на-ваирагйа-бхакти-сахитам̇ наиш̣кармйам а̄вишкр̣там̇

Бхагавата-найшкарма — это подлинное бхакти. Человек занят, но он занят в интересах Кришны — это найшкарма, динамичная найшкарма. А статичную найшкарму рекомендуют йоги и гьяни, ведантисты.

Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол.

Вы понимаете?

Преданный: Да. Когда происходит посвящение, то духовный учитель забирает карму, и мы стремимся избавиться от кармы. Это правда?

#00:15:01#

Шрила Шридхар Махарадж: Посвящение значит бросить себя в ниргуна-движение, в сознание Кришны. Бросить себя. В мантре слово «сваха» значит бросить себя, швырнуть в сознание Кришны, установить связь с подлинной найшкармой. Работать ради Кришны, от Имени Кришны, не ради каких-то эгоистических или националистических групп, которые являются расширенным, утонченным эгоизмом.

[Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Нитай-Гаура Харибол.]

 


1 «Крайне нелегко постичь природу деятельности. Для этого необходимо понять, что есть благочестивое действие (карма), греховное действие (викарма) и бездействие (акарма)» («Бхагавад-гита», 4.17).


2ким̇ карма ким акармети кавайо ’пй атра мохита̄х̣ / тат те карма правакш̣йа̄ми йадж джн̃а̄тва̄ мокш̣йасе ’ш́убха̄т — «Что есть действие, а что — бездействие? Даже мудрецы сбиты с толку, пытаясь разобраться в этом. Сейчас Я расскажу тебе о том, что значит действовать и бездействовать. Зная это, ты избавишься от всех бед» («Бхагавад-гита», 4.16).


3карман̣й акарма йах̣ паш́йед акарман̣и ча карма йах̣ / са буддхима̄н мануш̣йеш̣у са йуктах̣ кр̣тсна-карма-кр̣т — «Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, является самым разумным среди людей и находится на духовном уровне, хотя и занят разнообразной деятельностью» («Бхагавад-гита», 4.18).


4йога-стхах̣ куру карма̄н̣и сан̇гам̇ тйактва̄ дханан̃джайа / сиддхй-асиддхйох̣ само бхӯтва̄ саматвам̇ йога учйате — «Дхананджая, утвердившись в духовном сознании, отвергни склонность наслаждаться плодами своих трудов. Исполняй свой долг, оставаясь невозмутимым в успехе и неудаче. Такая уравновешенность ума именуется йогой» («Бхагавад-гита», 2.48).


5на хи каш́чит кшан̣ам апи джа̄ту тишт̣хатй акарма-кр̣т / ка̄рйате хй аваш́ах̣ карма сарвах̣ пракр̣ти-джаир гун̣аих̣ — «Невозможно перестать действовать даже на мгновение. Живое существо вынуждено действовать, находясь под влиянием трех состояний иллюзии. Поэтому для замутненного сознания предписаны очистительные действия» («Бхагавад-гита», 3.5).


6нийатам̇ куру карма твам̇ карма джйа̄йо хй акарман̣ах̣ / ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те на прасиддхйед акарман̣ах̣ — «Исполняй предписанный тебе долг, ибо это лучше бездействия. Ведь без труда невозможно даже поддерживать свое физическое тело» («Бхагавад-гита», 3.8).


7

ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ пура̄н̣ам-амалам̇ йад вайш̣н̣ава̄на̄м̇ прийам̇
йасмин па̄рамахам̇сйам экам амалам̇ джн̃а̄нам̇ парам̇ гӣйате
татра джн̃а̄на-ваирагйа-бхакти-сахитам̇ наиш̣кармйам а̄вишкр̣там̇
тач чхр̣н̣ван су-пат̣хан вича̄ран̣а-паро бхактйа вимучйен нарах̣

"Шримад-Бхагаватам" — безупречная пурана. Она очень дорога вайшнавам, так как в ней изложено самое чистое и возвышенное знание, которым обладают Парамахамсы. В «Бхагаватам» объясняется, как освободиться от материалистической деятельности, а также что представляют собой постижение трансцендентного, отречение от мира и путь преданного служения. Каждый, кто серьезно пытается понять "Шримад-Бхагаватам", надлежащим образом слушая и с преданностью читая и пересказывая его, обретает полное освобождение» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.18).