В отличие от «голой правды» Истина обладает качествами милости и красоты
ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣… сатйам̇ парам̇…1
Я слышал, Маханам дал следующую интерпретацию «сатьям» в «Бхагаватам» таким образом, каким рассматривал это явление Ганди, его концепция истины. Истина — это неизбежный поток событий. Истина — это неизбежный поток. Но для чего этот поток? Какова цель этого потока? И кто способен управлять, кто способен прекращать или направлять этот поток в другое русло? Харе Кришна. Провидение, промысел.
Неизбежный поток событий — это истина, провидение, судьба. Гаура-Харибол. Сатьям-шивам-сундарам. Если «сундарам» убрать из неизбежного потока, тогда этот неизбежный поток бессмысленен. Полнота, насыщение, расо-вайсах…
сатьям бруят, приям бруят, на бруят сатьям априям,
приям ча нанритам бруят, эша дхарма санатана
Сатьям бруят — Говори истину, говори правду! Не говори ложь, не лги. Но в то же время помни, будь осторожен: ты не должен говорить неприятную правду, на бруят сатьям априям. Приям ча нанритам бруят — и это не означает, что ты будешь лгать, потому что ложь приятна. Не думай так, эша дхарма санатана.
Сатьям бруят, приям бруят. Сатья — правда, но с одним условием. Какое условие, о каком условии идет речь? Что значит «прия»? Что это за условие? «Прия» — означает «вкусный, приятный». Если истина неприятна… Где этот элемент приятного, вкусного? Милость. Этот элемент — милости… Истина — это нечто вроде справедливости — правда, истина. Но «приятно», элемент приятного относится к категории милости, которая выше справедливости. Это возможно. Нечто большее, нежели правда. Нечто большее, нежели ногая «истина» голая правда.
Симпатия, сочувствие, милость, благодать, любовь, очарование, красота. Без этого истина будет законом, будет безвкусной. И в целом, в конечном счете, то будет концепция недифференцированного Брахмана. Лила означает «прекрасная, дающая жизнь, жизнетворная, любовь». Без любви лила бесполезна, бессмысленна. Это — майя.
Мы можем обрести концепцию милости, выше справедливости, — позитивную концепцию истины. Как? Как милостив Он? Мы — грешники. [бенгали] То, ради чего Нитьянанда Прабху ходил от двери к двери и умолял: «Примите эту истину. Примите эту красоту, поскольку милость присутствует там». Мы можем не заслуживать, но, тем не менее, есть надежда на Земле милости, когда не принимается в расчет наше достоинство (заслуживаем ли мы). Насколько велика милость к нуждающимся — это према.
Сталкиваясь с оппозицией, сопротивлением, тем не менее, Нитьянанда Прабху дал это явление Джагаю и Мадхаю. Какова природа подобной милости? Не заботясь о своем благоденствии, благополучии, сталкиваясь с оппозицией, тем не менее, Он… Так насколько великую надежду заключает существование милости? Это — божественная любовь, это — сундарам. Очарование, увлечение, влечение к Абсолюту — непрерывное, автоматическое. И это — первоисточник всего сущего. Благая воля стоит в основании, лежит в основании всего бытия.
1См. «Шримад-Бхагаватам», 1.1.1.