Что есть дхарма? Объяснение стиха 2.1 «Ману-самхиты»

Шрила Госвами Махарадж: Шрипад Дхира Кришна Махарадж говорит: «Стих «хридайена» — то, что содержится в твоем сердце».

Шрила Шридхар Махарадж: В первой главе, когда он начинает свою «Самхиту», там:

асидидам тамобхутам апрайнатама лакшанам
апратаркйам авийнеям прасуптамива сарватах1

Это первая шлока. Затем, возможно, идет:

#00:00:27#
видвадбхих̣ севитах̣ садбхир нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣
хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то йо дхармас там̇ нибодхата2

Каково определение дхармы, нашего долга? Что должно быть определением нашего долга? Прежде всего, видвадбхих̣ — эмпирическое знание. Эмпирическое знание всегда вводит в заблуждение. Это частичное представление, ограниченное, оно не может дать представление о Целом, показать все с точки зрения Целого. Это все — ограниченное, частичное представление, каким бы обширным оно ни было, поэтому все эмпирическое знание отвергается (имеется в виду лишь истина откровения — знание, исходящее из Центра).

#00:01:23#

Если вы обладаете академическими познаниями, если вы обладаете этим знанием, то вас следует считать знающим (видья). Знание, которое принято теми, кто сведущий в [буквально] ведическом опыте, в линии Веды — видвадбхих̣ севитах̣ садбхир. И то, что принято святыми, и каковы симптомы святых? Адвеш̣а ра̄гибхих̣ — люди, которые не испытывают ни апатии, ни симпатии, влечения, отвращения к мирским реалиям. Люди, независимые от этих трех явлений, являются подлинными святыми и истина, которая принимается подобными святыми, — о ней идет речь. Садбхир нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣, хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то — и эта истина должна быть одобрена внутренним существом, сердцем [буквально]. Тогда можно принять некое явление в качестве дхармы или долга. Об этом говорится в «Ману-самхите».

 


1«Этот [мир] неведомый, неопределимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой» (Ману-самхита, 1.5).


2«Узнайте ту дхарму, которая одобрена сердцем, которой следуют ученые, добродетельные, свободные от ненависти и страстей» (Ману-самхита, 2.1).