Между различными образами Божественного существует градация и иерархия

Преданный: Концепции различия в предложении Нрисимхадеву Кришне, Чайтанье Махапрабху и Господу Джаганнатху.

Шрила Шридхар Махарадж: А что ты думаешь сам?

Преданный: Для меня это не совсем ясно, но все это — Кришна. Тем не менее, мы поклоняемся различным преобладающим настроениям Кришны.

#00:00:41#

Шрила Шридхар Махарадж: Различные проявления Кришны, различные функции — и они полны в себе, они обладают отдельным индивидуальным вкусом, путями. И мы должны занять соответствующую позицию, когда мы обращаемся к определенному проявлению Кришны. Главным образом, два типа: господствующее и подчиненное начало. В подчиненном начале также есть различные проявления, функции. И мы должны также приспособиться к этому, удовлетворять их по-разному.

#00:01:52#

Затем мы должны найти нашу собственную внутреннюю, врожденную природу, занять позицию, в которой мы будем совершать долг, выполнять наши обязанности по-разному, обязанности в отношении различных проявлений — различные функции, различные проявления Кришны или Его потенции, соответственно вечно занимаемой нами позиции. И до тех пор, пока мы не утверждены в этом вечном положении, в целом мы движемся согласно стадии, степени нашего прогресса, степени нашей реализации.

#00:02:58#

Скажем, наша позиция — в дружеском кругу Кришны во Вриндаване, и мы имеем дело с Баладевом одним образом, с Субалом, Шридамом, Нандой, Яшодой, гопи — все они присутствуют там — и наша реакция будет соответствующей, наш ответ. Мы должны служить всем, но в разных настроениях и по-разному. Повсюду речь идет о том, чтобы занять правильную позицию. И в этой позиции мы можем выполнять различные виды долга, функции по отношению к окружающему миру в его разных проявлениях. Не все равны, равноценны — все не равны, не равноценны.

#00:03:58#

Правильная позиция подразумевает существование иерархии: большое и важное, степени важности, неважное, градация. Позиция всегда высшая или низшая согласно степени удовлетворения Кришны. Все стараются удовлетворить Кришну. И согласно своей природе и уровню служения мы утверждаем себя тем или иным образом. Необходимо занять правильную позицию по отношению к окружающему миру. Это подразумевает различные обязательства, обязанности по отношению к различным личностям.

#00:04:54#

Нрисимхадев. В целом, мы считаем: те препятствия, которые возникают на моем пути жизни в преданности, могут быть устранены Его милостью. Так, согласно их функциям, милости, которой Они обладают — эти проявления личности Бога — наша позиция будет соответствующей, наше служение будет соответствующим. Правильная позиция. Харе Кришна. Сыновство Бога, супружество Бога, дружба Бога, отцовство Бога — различные концепции существуют. И существуют градации. Супружество считается высочайшей концепцией, согласно «Бхагаватам» и Махапрабху. [Харе Кришна. Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари.]

#00:06:30#

Поиск сердца. Ища сердце, мы обнаружим высокое и низкое. Степень нужды в нас — классификация зависит от этого. Столь многие внутренние чаяния живут в нас. И каково самое интенсивное? Согласно этому, решение будет принято, ответ придет. Хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то.1 Сварупа, самоопределение. Где состояние полноты, насыщения для меня? Полнота вовлеченности, удовлетворения — где мне обрести это «нечто»? Решение будет соответствующим.

Все для Него, и Он Сам по Себе и для Себя. Это гегелевское определение универсально. По Себе и для Себя: с точки зрения бытия и с точки зрения насыщения, полноты — обе стороны контролируются Им. Он таков, Его природа такова. Мы можем счастливо жить с Ним, мы не можем жить в пустыне. Он хочет жить в семье, как семейный человек, согласно нам. Мир, покой, дом, Вриндаван. Вриндаван — дом. Простая, любящая, многообещающая жизнь, безграничные ресурсы.

#00:30:47#

Был спор между Шривасом Пандитом и Сварупой Дамодарой. Шривас Пандит превозносил Вайкунтху. Сварупа Дамодар, послушав, не мог терпеть прославления Вайкунтхи. Он сказал: «Шривас, ты забываешь, каково богатство Вриндавана. Обычные деревья обладают всеми ресурсами твоей Вайкунтхи. Коровы Вриндавана, равно как и деревья, на вид просты, но содержат в себе всю роскошь, величие, могущество, но они скрыты. Это — Вриндаван».

#00:31:46#

Величие, роскошь не могут удовлетворять долгое время. Но простая семейная, лесная жизнь — это источник здоровья. Сейчас также ученые открыли, что деревья необходимы для нас. Если мы избавимся от лесов, тогда что будет источником кислорода для нас? В городах также они пытаются создать деревья, леса. Лес дает жизнь, а город — нет, убивает жизнь, а лес дает. Вриндаван дает жизнь: источник жизни со всех сторон. Вайкунтха — не так, не то.

Все концентрируется в Кришне. Они полностью зависимы от Кришны, уповают на Него: «Кришна позаботится, Кришна даст». Друзья Кришны, когда Кришна держит Говардхан, заявляют: «Ты не смог бы удержать его Сам. Мы тоже поддерживали его нашими палками, посохами. Без нас Ты не смог бы этого сделать!» — друзья так говорят.

#00:33:41#
ракша караби тухун нишчайа джани
пана карабун хам йамуна-пани2

В глубине сердец они настолько убеждены в помощи Кришны, в постоянной защите со стороны Кришны, что идут, бросаются в ядовитое озеро и поглощают яд. «Кришна стоит за нами, — чувствуют они. — Нам ни до кого нет дела». Калиядаха — отравленное змеем место в Ямуне. Они пьют эту воду и теряют сознание, но без всякого страха. «Кришна стоит за нами, Он позаботится о нас», — чувствуют они. — В конечном счете, каким бы великим не было бедствие, Он позаботится о нас». И Кришна приходит и возвращает их к жизни, нейтрализует последствия яда.

#00:34:54#
ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со3

Шаранагати — процесс предания, самопредания. Есть одна великая часть: «Он защитит меня. Меня никто не интересует, я никого не боюсь. Мой Владыка защитит меня, я не испытываю опасения». В сакхья-расе это очень-очень ясно. Ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со. И в тоже время они бросают вызов во время игры: «Я победил Тебя! Ты проиграл». Подобная домашняя, дружественная игра. Владыка и слуга находятся практически в одном, равном положении. Сладостная семейная жизнь.

#00:36:05#

Иногда говорят, что преданность присутствует только там, где Абсолют подчиняется своему слуге. Преданность, Йога-майя — это нечто специфическое. Преданность: оставить все. Мы хотим только преданности, потому что когда мы обретем преданность, то Абсолют будут подчинен нам. Преданность такова. Преданность — это все и вся. Там, где есть преданность… Где она присутствует? Где ее можно найти? Там, где Владыка, Господин проигрывает своему слуге, — это преданность. Так можно распознать, есть ли это подлинная преданность.

#00:36:55#
ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно
хй асватантра ива двиджа4

«Мой абсолютизм забывается в это время, Я забываю его. Я живу как один из них». Настолько специфическое явление — преданность. Столь высокое. И вся эта мирская энергия, знание: при чем здесь они? Преданность — это нечто мистическое, чудо. Преданность! [Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол.] С каким капиталом Нитьянанда Прабху бродил, странствовал по обоим берегам реки Ганги-Бхагиратхи?

#00:38:05#
бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га, аха гаура̄н̇гера на̄ма
йе джана гаура̄н̇га бхадже, сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а5
#00:38:15#

[шлока]

Кто еще, как ни Нитьянанда, бродит по берегам Ганги с именем Хари, Гаура-Хари? Несомненно, это Нитьянанда. Столь ясно, недвусмысленно Нитьянанда утверждает: «Примите Имя Гаура-Хари, и ваша жизнь наполнится чудесным смыслом!»

#00:39:08#

Высочайший потенциал! Распространение высочайшего потенциала на берегах Ганги! Этот великий Нитьянанда! Как нам судить о размерах и величине его дара? Мы можем судить об этом лишь по размерам этого явления. То, что дали «Бхагаватам» и Гауранга, каким образом это — высочайшее достижение для всех нас? Если мы сумеем понять природу этого явления, тогда мы сумеем по достоинству дать должную оценку Нитьянанде и Его призыву: «Примите Имя Гауранги! Примите Имя Гауранги!».

#00:40:16#

Этот полуобразованный джентльмен: высокий, крепко сложенный, сильный, спаситель Джагая и Мадхая — величайших бандитов своего времени — Нитьянанда бродит повсюду, умоляет всех принять Имя Гауранги. Но это свидетельство сопутствует Ему — запись: «Тот, кто спас Джагая и Мадхая». Джагай и Мадхай — они были обращены, спасены Нитьянандой. Некоторое внимание мы должны уделить этому явлению, отнестись к нему с некоторым вниманием. Нитьянанда, Гаура-Харибол!

#00:41:54#

Нитьянанда — Тот, Кто ниспровергает логиков, тантриков и прочих авторитетов Навадвипы. Кришна, Кришна! Харе Кришна, Харе Кришна! Но обращение было столь умеренным.

эта боли’ нитйананда бхуме годи джай
сонара парвата джена дхулате лотай6

Умолял, умоляя, умолял, и не было ответа, когда он катался в пыли у порога домов: «Услышьте Меня! Я пришел, чтобы дать вам высочайшее явление. Не отвергайте его. Величайший, высочайший нектар совсем рядом с вами! Примите каплю!». Обладатель прекрасного тела, подобного пику золотой горы, Который катается в пыли, С величайшей искренностью, рвением стремился одарить людей благом.

#00:43:23#

[шлока1]

#00:43:29#

Когда Махапрабху отправился принять санньяс, некоторые преданные пели эту песню: «Гауранга уходит из Навадвипы, вся Навадвипа погрузилась во тьму. До тех пор, пока Ты был здесь, здесь был свет. Ты оставляешь Навадвип, что это? Кажется, что Навадвип погрузился во тьму. О, вы, обитатели Навадвипа! Идите и верните Его обратно! Умоляйте Его вернуться в Навадвип, иначе тьма останется».

#00:44:22#

[шлока1]

«Свет Навадвипа ушел из Навадвипы. Нам не нравится это. Вы не знаете, какое богатство вы упускаете. Падайте к Его стопам и умоляйте вернуться!» — так пели преданные. [Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура! Нитай, Нитай, Нитай, Нитай! Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари! Гаура-Харибол, Гаура-Харибол!]

#00:45:16#

Занятие правильной позиции: призывать Имя Нитьянанды и Гауранги и сохранять эту правильную позицию. Позиция может быть обеспокоенной влиянием извне, но когда мы призываем Имя Гауранги и Нитьянанды, мы думаем, что мы вновь заняли правильную позицию.

#00:45:53#
кр̣пайа̄ тава па̄да-пан̇каджа
стхита-дхӯлӣ-садр̣ш́ам̇ вичинтайа7

«Пожалуйста, считай меня пылью у Твоих стоп — это мое положение. Я хочу занять такое положение. Я обсуждаю разные темы, мое внимание обращено на разные предметы, но мое постоянное положение — пыль Твоих стоп. Находясь в этом положении, в этой позиции, я могу служить наилучшим образом». Махапрабху говорит:

айи нанда-тануджа кин̇карам̇
патитам̇ ма̄м̇ виш̣аме бхава̄мбудхау
кр̣пайа̄ тава па̄да-пан̇каджа
стхита-дхӯлӣ-садр̣ш́ам̇ вичинтайа
#00:46:53#

«Пожалуйста, считай меня пылью у Твоих святых стоп.

сакхйайа те мама намо 'сту намо 'сту нитйам
дасйайа те мама расо сту расо сту сатйам8

И я не хочу занимать высшее положение. Но мое естественное стремление — склонность к низшему служению. Если мне скажут: «Я хочу дать тебе служение более высокого типа, ты должен повиноваться мне», тогда я буду вынужден повиноваться, но моя естественная тенденция, — склонность к низшему служению. Самое низкое, презренное служение — я хочу обрести его. Самое низкое служение я хочу».

#00:47:57#

Но Йога-майя придет и скажет: «Нет-нет, ты должен повиноваться мне! Ты должен совершать такое-то и такое-то служение». Да, тогда я буду повиноваться. О таком отношении говорит Дас Госвами. Сакхья — стать другом, подняться на тот же уровень? «Нет-нет, я должен находиться ниже позиции слуги» — такой всегда будет тенденция чистого преданного. Тенденция, склонность занимать низшее положение, и никогда не агрессивное стремление к высшей позиции. Нитай-Гаура Харибол.

#00:48:50#

В тоже время они — сознательные, они питают полноту веры в своего Владыку исключительным образом: «Я буду выполнять самое низкое, нижайшее служение моему Владыке Кришне, но я не позволю возникнуть никакому влечению к служению на Вайкунтхе в мире Нараяны. Самое низкое служение моему Владыке, моему Господу». Служения Кришне в качестве Нараяны они не хотят, это не их внутренняя тенденция. «Если я случайно встречу Нараяну, я поклонюсь Ему: «Ты  — Господь, Ты  — владыка всего! Пожалуйста, устрой так, чтобы моя жизнь была связана с Кришной, чтобы я был слугой или служанкой в Его мире, я молю Тебя о таком даре, таком благословении. Но мое сердце, мои внутренние чаяния всегда связаны с Кришной в качестве самого последнего из слуг». [Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари! Гаура-Нитай, Нитай, Нитай! Нитай, Доял Нитай, Доял Нитай, Доял-Нитай, Доял-Нитай!]

 


1Ману-самхита, 2.1.


2Бхактивинода Тхакур, Шаранагати.


3а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣, пра̄тикӯлйасйа варджанам, ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со / гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄, а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе, ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣ — «Шесть составляющих самопредания таковы: принятие того, что благоприятно для преданного служения, и отвержение того, что неблагоприятно; твердая вера в то, что Кришна непременно защитит; принятие Господа собственным хранителем и повелителем; полное самопредание и смирение» («Хари-бхакти-виласа», приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.100).


4ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно, хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо, бхактаир бхакта-джана-прийах̣ — [Господь Кришна сказал Дурвасе Муни:] «Я полностью подчинен Своим преданным. Воистину, Я вовсе не независим. Поскольку Мои преданные полностью лишены мирских желаний, Я живу лишь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).


5«Поклоняйся Гауранге! Говори о Гауранге! Воспевай имя Гауранги! Тот, кто поклоняется Гауранге, — Моя жизнь и душа!» (Нитьянанда Прабху).


6Произнеся эти слова, Он падает на землю, и кажется, будто огромный золотой валун перекатывается в пыли (Шрила Лочан Дас Тхакур «Акродха парамананда», 4).


7«Шри Шикшаштака», 5.


8Рагхунатх Дас Госвами, «Вилапа-кусуманджали».