Описание и философский смысл Говардхан-лилы

#00:00:00#

Шрила Шридхар Махарадж:

деве варшати йагйа-виплава-руша ваджрасма-варшанилаих,
сидат-пала-пашу-стрий атма-шаранам дриштванукампй утсмайан
утпатйаика-карена шаилам абало лилоччхилиндхрам йатха,
бибхрад гоштхам апан махендра-мада-бхит прийан на индро гавам
(ШБ, 10.26.25)

На днях я пообещал рассказать о Говардхана-лиле. В этой шлоке представлена сама суть всего повествования. Что случилось до этого, прежде? Гопы - пастухи имели обыкновение проводить жертвоприношение с целью удовлетворить царя небес Индру, по воле которого дует ветер, в небе возникают облака. Владыка тонких элементарных сил, стихий. Считается, что стихии подчиняются Индре – царю небес, царю рая.

#00:01:41#

Главным богатством гоп являются коровы. Пища коров, главным образом, - это трава. Трава может расти только благодаря дождю. Поэтому пастухи удовлетворяли тонкую силу, которая, считается, управляет стихиями, тонкими субстанциями, силами природы. Удовлетворяя владыку этих стихий, благодаря тому, что он удовлетворен, льётся дождь, растёт трава, коровы счастливо пасутся и обильно дают молоко. Так живут пастухи.

#00:02:47#

Они делают различные блюда из молока, продукты. Продают их и так живут. Они постоянно меняли места пастбищ, переходя из леса в лес. Когда трава на одном пастбище заканчивалась, они перемещались на другое пастбище. Иногда были во Вриндаване, иногда в Нандаграме, иногда в Гокуле только ради травы для коров. Вначале мы видим, Нанда Махарадж был в Гокуле, затем иногда во Вриндаване, затем опять в Нандаграме. Всё эти переезды только из-за пастбищ. Деве варшати.

#00:03:46#

Когда Кришна захотел утвердиться по-Своему, иными словами Он хотел открыть Свою собственную дхаму Вриндавана, явить её первозданную славу. Он считался мальчиком, наделённым выдающимися способностями. [санскрит] Ему [Кришне] было семь лет всего лишь. Но в «Падма-пуране» говорится, что особые выдающиеся личности - их развитие, их рост следует умножать в полтора раза по сравнению с обычными заурядными случаями. [санскрит]

Таким образом, в полтора раза. Ему было семь лет, но, получается, ему было одиннадцать. И этот мальчик заявил: «Зачем мы проводим жертвоприношение, обращенное к Индре? Нас интересует непосредственно Говардхан. Мы живём, благодаря Говардхану. Так давайте же поклоняться Говардхану, а не Индре». Так Он заявил, обратившись к гопам.

#00:05:37#

Так или иначе, желая или не желая, охотно или неохотно, гопы послушались совета Кришны: «Да-да! Давайте-давайте!». Нанда Махарадж был движим любовью к своему мальчику. Поскольку он был царём, он заявил: «Отныне мы будем поклоняться Гирираджу Говардхану, не Индре». И кто-то с охотой, кто-то без особой охоты, но, так или иначе, эти пастухи повиновались и начали совершать жертвоприношение Говардхану.

#00:06:25#

Эти новости достигли Индры. Новости о том, что некий выдающийся мальчик стал лидером в общине и прекратил это жертвоприношение. «Очень долгое время гопы поклонялись Индре, а этот мальчик прекратил моё жертвоприношение?» - Индра был крайне разгневан.

Облака, ветер, молнии – считается, что все эти элементы являются личностями. Я хотел бы сказать кое-что в этой связи. А именно: в древности арии, арии-риши (мудрецы) видели всё в качестве личностей. Их поведение было таким, что яствовало, для них всё вокруг: растения, деревья были личностями. Личность согласно своей карме блуждает в различных формах жизни, поэтому все являются личностями. И мне говорили также.

#00:08:21#

Наш Сваруп Дамодар спросил: «Гуру Махарадж велел мне сокрушить теорию ископаемого, теорию эволюции Дарвина. Как мне это сделать?». Я ответил ему: «На основании теории Беркли. Любая реалия является частью сознания. Часть сознания означает личность. Часть сознания – это личность, четана. Всё обладает подобной природой».

Мы думаем, что ветер – это нечто неодушевленное. Но в ведической линии считалось, что ветер – это личность, молния – всё это личность. Всё, что мы считаем материей, тонкой и грубой, всё это суть личности. Деве варшати.

#00:09:47#

Тогда Индра приказал: «Идите и разрушьте всю Гокулу. Они оскорбили меня. Они отвергли поклонение мне и стали поклоняться этой горе, этому холму Говардхану. Я не в силах терпеть это оскорбление. Идите и уничтожьте!» По приказу Индры – владыки всех тонких элементов деве варшати: начался ливень, проливной дождь. Йагйа-виплава-руша: и гнев, возникший из-за того, что жертвоприношение было остановлено, йагйа-виплава-руша ваджрасма-варшанилаих. Ливень, гром и молния, дождь и буря, ураган одновременно атаковали всю Браджа-мандалу.

варшати йагйа-виплава-руша ваджрасма-варшанилаих,
сидат-пала-пашу-стрий атма-шаранам
#00:11:41#

И, соответственно, все бриджабаси столкнулись с великим бедствием: сидат. Они испытывали боль, страдания. Пала-пашу: животные и защитник животных пала гопала - тот, кто защищает животных, пала-пашу-стрий: и женщины пала-пашу-стрий атма-шаранам. У них всех не было иной альтернативы, кроме как обратиться к Кришне. И все пришли к Кришне в поисках спасения: «Что нам теперь делать? Ты повлиял на нас и побудил нас остановить жертвоприношение, предназначенное для Индры. И мстительный Индра начал всячески мучить нас. Как нам спастись? Пожалуйста, защити нас!» Атма-шаранам. Все они пришли к Кришне в поисках защиты: атма-шаранам.

#00:13:18#

Видя их состояние, Кришна сжалился, почувствовал жалость: атма-шаранам дриштванукампй утсмайан и Он слегка улыбнулся, говоря: «Они все пришли ко Мне в поисках спасения: дриштванукампй утсмайан.

Улыбаясь, утпатйаика-карена шаилам абало: всего лишь одной рукой Он поднял гору. Нечто простое для Него: утпатйаика-карена. Всего лишь с помощью одной руки Он поднял гору: утпатйаика-карена. Как?

#00:14:27#

Подобно тому, как мальчик играет со своим детским мячом. Мяч для игры, с которым играет ребёнок. Подобно этому, очень легко Он поднял тяжелую гору: утпатйаика-карена шаилам абало лилоччхилиндхрам йатха. Подобно тому, как ребёнок обращается со своим мячом, в точности также Он поступил: лилоччхилиндхрам йатха, бибхрад гоштхам апан.

#00:15:27#

И, держа эту гору, Он защитил, укрыл под этой горой всех тех, кто жил в этой Гокуле: мужчин, женщин, коров, буйволов и всех остальных, всех и всё: шаилам абало лилоччхилиндхрам йатха, бибхрад гоштхам апан.

#00:16:20#

Вся гоштха, то есть сообщество людей, которые занимаются коровами, все нашли прибежище под этой горой: бибхрад гоштхам апан махендра-мада-бхит. И, таким образом, Он сокрушил гордость великого царя небес: гоштхам апан махендра-мада-бхит. Он защитил всех и сокрушил гордость владыки небес: махендра-мада-бхит прийан на индро гавам.

#00:17:11#

И этот владыка коров, пусть Он будет удовлетворён нами: махендра-мада-бхит прийан. Пусть Он будет доволен нами! Индро гавам. Кто он? Он также Индра, владыка, царь коров. Простое положение. Ракхал - мальчик-пастух, хранитель коров. На поверхностный взгляд, Он всего лишь мальчик-пастух. Пусть этот мальчик-пастух, который заключает в Себе всё могущество, контролирующий всё бытие, на поверхностный взгляд мальчик-пастух, но в действительности, Он контролирует всё мироздание. Махендра-мада-бхит. Пусть Он будет доволен нами, этот мальчик-пастух! Мы хотим поклоняться этому мальчику-пастуху, царю коров, владыке коров. Он занимает очень скромное смиренное положение, таким образом. И это Говардхан.

#00:18:45#

Говардхан. Также описывается, когда бриджабаси поклонялись ему, совершали жертвоприношение ради его удовлетворения, они видели, как Говардхан протягивает одну руку, берёт яства и кладёт их в рот. И Кришна сказал им: «Вы видите! Вы думали, что это всего лишь материальная груда камней. Нет, это нечто живое, это сам Бог! Видите? Говардхан – это проявление личности Кришны».

#00:19:32#

Нам говорят: «Радха-кунда – проявление личности Радхарани, а Говардхан – проявление личности самого Кришны». Гиридхари. Мы поклоняемся части Гиридхари. Часть безграничного также безгранична. Это нечто недоступное нашему обычному восприятию: то обстоятельство, что часть безграничного также безгранична. Для нашего материального восприятия это кусок камня, но его возможности безграничны.

#00:20:19#

В общем и целом, Эйнштейн, - тот, кто утвердил закон относительности, - сказал следующее: «Реальность – это нечто, некая реалия плюс потенциал, нечто большее. Возможность этой реалии, перспектива, потенциал». Но мы также хотим продолжить эту линию мысли, связывая её с безграничным.

То, что воспринимается нашими чувствами, не ограничено концепцией наших чувств или восприятием наших чувств. Если добавить потенциал, перспективу, возможность к этой реалии, наша оценка в восприятии чего бы то ни было ограничена. Перспектива какой-то реалии может быть безграничной. Отсутствие ограничений.

#00:21:28#

Мы не знаем даже какова возможность крупинки песка, песчинки, листка растения. Какого рода потенциалом он обладает в медицинских целях и так далее? Индро гавам.

Тот, кто является хранителем коров, такого рода умеренная и мягкая концепция прекрасного Бога. Прийан на индро гавам. И мы молим о Его милости, о Его нежности, о Его милостивом взоре. Молим о том, что бы он был обращен на нас. Спаси нас от влияний окружающего мира.

#00:22:46#

Когда мы пытаемся положить конец нашей формальной жизни в этом мире и обращаемся в сторону Бога, в сторону сознания Кришны, пренебрегая обязанностями, которые возложены на нас (сарва-дхарман паритйаджйа, мам экам шаранам враджа), мы прекращаем программу нашей повседневной жизни, которая была утверждена в нашей предыдущей жизни, отказываемся от выполнения многочисленных обязанностей, исключительным образом безраздельно обращаемся к сознанию Кришны, могут возникнуть многочисленные препятствия, трудности, воздавая помеху, преграду в нашем путешествии. И мы уповаем на Кришну, надеясь на то, что Он защитит нас: Индро гавам.

#00:23:58#

Индра - контролирующий все виды обычной деятельности, ментальные импульсы различных типов - они, эти явления могут прийти и атаковать нас. Но мы будем внимательны по отношению к нашей цели, выполняя наказ Кришны, тогда Кришна придёт к нам на помощь и одарит нас прибежищем, пристанищем.

#00:24:29#

Говардхан. И никакой Индра не сумеет коснуться наших волос. Кришна даст нам защиту. Гирирадж Говардхан - мы пытаемся обрести прибежище под ним: «Дай нам прибежище. Все трудности, которые могут атаковать нас, спаси нас от них». Препятствия, возникающие из-за того, что мы пренебрегаем прошлой программой нашей жизни, столь многие препятствия могут прийти, и мы будем защищены Им: махендра-мада-бхит прийан на индро гавам.

Этот мальчик-пастух, владыка коров и другое проявление Его личности - Говардхан - избавит нас от всех трудностей, помех и препятствий: сарва-дхарман паритйаджйа.