Сохранять достигнутое положение — и двигаться вперед

#00:06:16#

В прогрессивной жизни, жизни развития… Каништха-адхикари: то, что является его объектом достижения, мадхьяма-адхикари уже прошел этот уровень и старается подняться уровнем выше. Под руководством Гуру [находятся] столь многие категории шишья (учеников). Все они могут не быть стоящими на одном уровне, равными. Кто-то понимает что-то одно, кто-то понимает нечто большее, кто-то понимает еще больше. Таким образом, присутствует градация.

#00:07:01#

Но даже старший ученик может вернуться, упасть на исходные позиции. А младший может совершить прогресс. Это также возможно. Мы видели это в наше время, и вы видите это сейчас. Столь многие старшие отошли в сторону, а младшие, начинающие выказывают большую энергию. Мы видели примеры такого рода, и вы видите их сейчас. Здесь нет места стереотипным правилам — это нечто живое. И я говорил, упоминал теорию Дарвина: выживание сильнейших. В нашем случае речь идет о выживании сильнейших, но не в дарвинском смысле, не в линии мысли Дарвина. Движение вперед — и возможно возвращение назад. Мы должны видеть это. Это нечто живое. Живое явление, не шаблонное. Харе Кришна, Харе Кришна.

#00:08:22#

Он есть. Он не исчерпал Себя в Своих собственных шастрах. «То, что Я написал, делай, следуй этому. Но даже если, переступая через эти положения, ты приходишь ко Мне, то эта преданность высшего порядка». Он по-прежнему жив. Он живой. И Он выше всего, превыше всего. Как это называется по-английски? Можно торговать в кредит, можно покупать в кредит, а можно покупать наличными, используя наличные средства… Он есть. Он — Владыка, Он — самодержец. Его пути не следует ограничивать даже Его собственными Писаниями. Если превосходя, переступая…

#00:09:36#

Он говорит: «Я существую за пределами Писаний».

а̄джн̃а̄йаивам̇ гун̣а̄н дош̣а̄н майа̄диш̣т̣а̄н апи свака̄н
[дхарма̄н сантйаджйа йах̣ сарва̄н ма̄м̇ бхаджета са ту саттамах̣]1

«Хотя они даны Мной (это направление, указания различных типов для разных категорий), но иногда необходимо продемонстрировать преданность Мне, даже игнорируя Мои собственные указания. И эта преданность высшего типа». Главное явление — верность: умереть ради дела, умереть, чтобы жить.

#00:10:18#

[шлока]

Простота. Простота означает быть независимым от предрассудков, древних предрассудков. Это означает быть простым, быть пустым, быть неодержимым, быть чистым, ясным, быть свободным от одержимости чужеродными элементами. Это простота. [Гаура-Харибол, Гаура-Харибол.]

Форма и суть — два явления. Это главная проблема, главное затруднение, когда речь идет о прогрессе.

#00:11:10#
ш́рейа̄н [сва-дхармо вигун̣ах̣ пара-дхарма̄т свануш̣т̣хита̄т]
сва-дхарме нидханам̇ ш́рейах̣ пара-дхармо бхайа̄вахах̣2

Прогресс подразумевает иметь дело с этими двумя трудностями. С одной стороны, придерживаться формальной позиции, а с другой стороны — совершать прогресс, идти вперед. Если прогресс не гарантирован, тогда опасно оставлять формальную позицию. Если присутствуют некие сомнения в возможности прогресса, тогда лучше придерживаться формальной позиции, но прогресс отсутствует в таком случае. Прогресс подразумевает оставить формальную позицию и идти вперед. И только с надеждой на светлое будущее человек должен оставлять формальную позицию и идти прогрессировать. Те, кому присущ подобный менталитет сомнения, неуверенности, им лучше сохранять формальную позицию, в которой они уже утвердились, оставаться в этом положении.

#00:12:42#

Во времена Гуру Махараджа столь многие не принимали санньясу. Но впоследствии они решили с большей скоростью идти к цели и приняли санньясу. Принять санньясу — значит рискнуть, рискнуть ради прогресса, дальнейшего прогресса. Человек рискует, будучи готовым к дальнейшему прогрессу. Должен ли человек сохранять ту позицию, которую он занимал во времена Гуру Махараджа, когда последний находился в этом мире? Должен ли он сохранять верность этой позиции, или он будет стараться совершать прогресс? И совершая прогресс, мы видим столь многие новые явления и столь многие явления, которые следует отвергнуть. Совершая прогресс, мы не можем не видеть, что что-то следует оставить позади, и мы не можем не видеть что-то перед собой, новое. [Гаура-Харибол, Гаура-Харибол.]

#00:14:00#

Что плохо, а что хорошо? Что есть Кришна, а что есть не Кришна? Определенное, приблизительное знание мы должны иметь. И это знание будет реализовано все в большей и большей степени. Это очень ценный момент, реализация.

Движение вперед. Жизнь прогрессивна. [Гаура-Харибол, Гаура-Харибол.] Но не будучи уверенным в дальнейшем прогрессе, человеку лучше не оставлять формальную позицию, существующую формальную позицию.

#00:14:40#
сва-дхарме нидханам̇ ш́рейах̣ пара-дхармо бхайа̄вахах̣

То, что я не вижу своим собственным, ради этого я не должен рисковать. Но когда я увижу, хотя это нечто вдалеке, но это мое, мое собственное — тогда я должен прыгнуть, совершить прыжок. Это мое, моя внутренняя жажда, поиск только этого явления. О, это нечто в юрисдикции моей жажды! Тогда я должен прыгнуть, совершить прыжок к этому явлению, навстречу ему.

#00:15:31#
на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид дургатим̇ та̄та гаччхати3

Иногда человек может упасть. Но он сумеет понять: [санскрит]. «Я стал жертвой. Я был одержим. На какое-то время они пленили меня». Но когда это очарование ушло, человек понимает: «Внезапно это произошло, я стал жертвой. Моим интересам был нанесен ущерб. Для того чтобы это не произошло вновь, я должен быть крайне бдителен. Таким образом. Иногда наши низшие наклонности могут одержать над нами верх, и мы падаем. А иногда мы одерживаем победу и возвышаемся. Мы всегда находимся в гуще битвы. Мы солдаты, всегда воюющие ради прогресса.

[Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол.]

Который час?

#00:16:50#

Преданный: Пять минут одиннадцатого.

Шрила Шридхар Махарадж: Хорошо.

 


1«Шримад-Бхагаватам», 11.11.32.


2«Лучше следовать своему предназначению — пусть даже несовершенно, нежели идеально исполнять чужой долг. Даже смерть может быть благом при исполнении своего предназначения, тогда как следовать по чужому пути опасно» («Бхагавад-гита», 3.35).


3па̄ртха наивеха на̄мутра вина̄ш́ас тасйа видйате / на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид дургатим̇ та̄та гаччхати — «Господь сказал: О сын Кунти, неудачливому йогу не грозит гибель ни сейчас, ни потом. Он не будет лишен возможности наслаждаться в мирах небожителей или созерцать вечный облик Сверхсознания. Того, кто был верен своему долгу, не коснется злая судьба» («Бхагавад-гита», 6.40).