Принятие прибежища в Господе – главный компонент шаранагати

#00:17:38#

Преданный: Махарадж, я читал в одной книге, что шаранагати — это ментальное настроение, отношение, а атма-ниведанам...

Шридхар Махарадж: Что он говорит? Кто он?

Преданный: Девашиш Прабху.

Шридхар Махарадж: Что он спрашивает?

Преданный: Он читал в одной книге, что шаранагати — это всего лишь ментальное отношение, позиция умонастроения, а атма-ниведанам — это полное предание души.

Шридхар Махарадж: Нет. То, что это ментальное — это неправильно. Ум не может соприкоснуться с этим уровнем или этим измерением: ум порожден майей.

Девашиш Прабху: Махарадж, а шаранагати и атма-ниведанам — это одно и то же?

Преданный: Он спрашивает: «А шаранагати и атма-ниведанам — это одно, и то же?»

Шридхар Махарадж: Да, шаранагати анализируется, и в нем выделяются шесть элементов, составляющих.

#00:18:49#
а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣
пра̄тикӯлйасйа варджанам
ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со
гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄
а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе
ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣1

Из этих шести частей шаранагати Рупа Госвами Прабху указывает: гоптритве-варанам — это центральное составляющее шаранагати. Атма-никшепам, швырнуть его, бросить, — это главным образом то же, что и атма-ниведанам. Шаранагати — в том смысле, как это явление описано в шастре. Атма-ниведанам — это лишь одна из частей, атма-никшепам: бросить себя, отчаянно швырнуть. Но это так же не жизненно важно, не ключевой момент шаранагати.

#00:19:48#

Гоптритве-варанам — принять Его своим Владыкой, Хранителем: вот главная часть шаранагати. «Я — Твой». Это главный ключевой пункт, ключевой фактор шаранагати: «Я — Твой, я не принадлежу какой-то другой стране, у меня есть Хранитель, я в Твоем распоряжении, нахожусь в Твоем распоряжении». Это — центральная мысль шаранагати, идея. И затем принимать то, что благоприятно для шаранагати, отвергая то, что неблагоприятно, и столь многие другие составляющие. Но главная составляющая — эта идея, эта позиция: «Я — Твой, я принадлежу Тебе».

#00:20:49#

Просто бросать себя отчаянно куда угодно — это также не есть безопасная позиция — отчаянный риск. Мы видим, его демонстрируют столь многие люди ради разных целей: политических целей, свободы нации. Мужественную, отчаянную жертвенность мы видим. Но все это не относится к юрисдикции шаранагати. Атма-ниведанам должно совершаться в должном месте ради Хранителя. Давать Ему все, что принадлежит Ему. Мы кому-то принадлежим. И признавать эту истину: «Я — Твой, я принадлежу Тебе».

#00:21:41#

До сих пор я думал, что я принадлежу себе. Теперь я могу понять, что я не принадлежу себе: «Ты — мой единственный Владыка, я — Твой раб, я — часть Твоей потенции. Я не независим, амара нахи то’ ами2: я не принадлежу ни себе, ни кому бы то ни было, столь многим друзьям в этом мире: семье, нации, стране и так далее. Я принадлежу Тебе. И кто Ты? Ты — Кришна, всепривлекающий Центр всего сущего. Кришна — всепривлекающий принцип абсолютного влечения». И влечение в измерении сознания становится любовью, нежностью».

#00:22:39#

Физическое влечение. Солнце привлекает Землю, Земля привлекает столь многие предметы — это физическое влечение. Но, когда влечение наделено жизнью в духовном мире — это Према, Любовь. И это — Высочайшее Существо, и все принадлежат олицетворению этой силы влечения — Всепривлекающему, и мы принадлежим Ему. Любовь включает милость, гармонию, красоту — все подчиненно Любви. Это высочайшая концепция Божественности — Любовь.

Который час? Я хочу на этом остановиться.

 


1«Шесть составляющих самопредания таковы: принятие того, что благоприятно для преданного служения, и отвержение того, что неблагоприятно; твердая вера в то, что Кришна непременно защитит; принятие Господа собственным хранителем и повелителем; полное самопредание и смирение» («Хари-бхакти-виласа», приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.100).


2См. «Гоптритве варана», 4 Шрилы Бхактивинода Тхакура.