Различие в понимании Кришны и Его окружения у смартов, вайшнавов и шанкаритов

Акхаянанда Махарадж: Махарадж, нам говорят, что в Кали-югу — харер на̄маива кевалам1. И гуна-киртана, рупа-киртана, лила-киртана — все это включено в нама-киртан.

#00:42:16#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, если нама-киртан совершается должным образом, то другие плоды, результаты, придут неизбежным образом, этому невозможно будет противиться. Харинам: разве вайшнава-нам это не Харинам? Хари подразумевает Его окружение. Царь всегда окружен своей свитой — Хари окружен Своими преданными, поэтому вайшнава-нам включен. Вайшнава-нам также есть Харинам. Он не один, Его окружает Его группа. Смарта — последователи этой традиции — говорят: Кришна пришел один из мира Вайкунтхи — мы признаем это. Но вайшнавы говорят: Он приходит со всеми Своими параферналиями, с окружением: Нанда, Яшода и все слуги различных типов. Бхактивинод Тхакур говорит:

#00:42:16#
свапа̄рш̣ада свӣйа дха̄ма саха аватари2

Раджа — царь — всегда приезжает со своей свитой, автоматически, иначе быть не может. Так следует понимать природу этого: «Кришна» значит «вайшнавы». А смарты верят в то, что Кришны пришел один, а Его спутники — это обитатели бренного мира, которые были возвышены Кришной — таково их понимание, — а Кришна с их точки зрения есть часть Нараяны, Нараяна есть все и вся. А шанкариты говорят: все это хорошо, все это замечательно, но все это — саттва-гуна, а выше этой саттва-гуны пребывает ниргуна-измерение, брахман. Танец, пение, слезы — это все хорошо, — говорят они, — это все неплохо. Но это все — по эту сторону бытия, все это саттва-гуна-майя.

[Харе Кришна, Нитай, Нитай, Нитай-Гаура Харибол, Харе Кришна.]

 


1харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам / калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха — «Только Имя Хари, Имя Хари, Имя Хари. Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана» (38.126), «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242)).


2ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху джӣве дойа̄ кори’ / свапа̄рш̣ада свӣйа дха̄ма саха аватари — «Господь Шри Кришна Чайтанья, милостивый к душам, вместе со Своими спутниками и обителью Ты снизошел в этот мир» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Шаранагати», Благоприятное посвящение, 1).