Милостивый Нитьянанда

Шрила Бхакти БималАвадхут Махарадж

Получив указание от Шри Чайтаньи Махапрабху проповедовать сознание Кришны в Бенгалии, Шри Нитьянанда Прабху понял его по-своему. «Мой Господь Кришна принял этот удивительный облик Гауранги, в котором Он черпает безграничное духовное блаженство. Чтобы воспевать имя Кришны, нужны вера и квалификация, необходимо достичь стадии чистого воспевания. Для обусловленных душ это нелегкая задача. Но не существует оскорблений при произнесении имен Гауранги. Я поведаю им о славе Гауранги, ведь только через Него можно прийти к Кришна-бхаджану». Прабодхананда Сарасвати говорит в «Шри Чайтанья-чандрамрите»: «йатхайатха гаура падаравинде — стремитесь к тому высшему плану бытия через Гaypa-лилу, и вы наверняка достигнете служения стопам Шри Шри Радхи-Кришны».

Так Нитьянанда Прабху стал призывать людей поклоняться Шри Чайтанье:

бхаджагаура̄н̇гакахагаура̄н̇га
лахагаура̄н̇герана̄ма
йеджанагаура̄н̇габхадже
сеихайаа̄ма̄рпра̄н̣а

Шри Нитьянанда Прабху говорит: «Тот, кто поклоняется Гауранге, — моя жизнь и душа». Как обрести милость Господа Нитьянанды? Поклоняться Шри Гауранге!

Однажды на программе в Сан-Хосе, в узком кругу преданных, я спросил ШрилуГурудева:

— Мы знаем, что ШрилаБхактиведанта Свами Прабхупада устанавливал Божества Нитая-Гауранги. В этих образах Они являют милость душам этого мира. Также известно, что без НитаяГауранга недостижим. Пожалуйста, объясните, почему здесь, в Сан-Хосе, Вы установили Божество Гауранги без Нитая? Наверняка в этом есть глубокий эзотерический смысл.

Гурудев улыбнулся и ответил:

— Когда Гауранга предстает перед нами один — в этом образе Он ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ наумикр̣ш̣н̣а-сварӯпам — Кришна, который переживает глубочайшие эмоции Радхарани.

Я продолжал спрашивать:

— Но мы знаем, что только Господь способен переживать такие чувства, и это недоступно живым существам без милости Нитьянанды. Как же тогда мы получим благо от такого поклонения?

Шрила Гурудев снова улыбнулся и сказал:

— Да, это действительно так. То глубокое чувство, которое пришел испытать Махапрабху, не было доступно даже самому Кришне. В высшей степени его смогли пережить в этом мире лишь МадхавендраПури, Гауранга и Шримати Радхарани. В образе Махапрабху Господь переживает состояние мадхурьи, Свою внутреннюю природу, а Нитьянанда проявляется как Гуру, Он совершает Кришна-кшпху, и этим удовлетворяет сердце Гауранги. Любой, кто поглощен Хари-кшпхой, прославляя имя Гауранги, обретает милость Нитьянанды.

Шрила Шридхар Махарадж непрестанно взывал к имени Нитьянанды, в особенности тогда, когда говорил о самых возвышенных истинах. Чувствуя, что затрагивает очень глубокие духовные темы, он призывал имя Нитьянанды, чтобы не совершить оскорблений, описывая положение Господа и вайшнавов.

Тот, кто не оказывает почтения Шри Нитьянанде и Его спутникам, непременно сойдет с духовного пути. Так, в самом начале «Шри Чайтанья-чаритамриты» ШрилаКришнадас Кавирадж Госвами рассказывает историю о том, как пал его брат, не оказав почтения Минакетану Раме, одному из близких спутников Господа Нитьянанды.

Когда Минакетан Рам пришел в дом Кришнадаса Кавираджа, все преданные с радостью стали оказывать ему почтение. Но пуджари, ГунарнаваМишра, был занят поклонением Божествам и не обратил внимания на Минакетана Рама. Он думал: «Все знают, что Шри Чайтанья — сам Верховный Господь, юга-аватар, который низошел, чтобы учить людей сознанию Кришны. Но этот Нитьянанда — кто Он такой? Одни говорят, что Он санньяси, тогда как другие — что Он семейный человек. Третьи называют Его авадхутой. Я не буду оказывать почтения ни Ему, ни Его спутникам». Такого же мнения придерживался старший брат Шрилы Кришнадаса Кавираджа.

Тем временем Минакетан был опьянен Кришна-премой. Подобно пастушку Вриндавана, он играл на флейте и щедро делился своими переживаниями со всеми преданными. В экстатическом трансе он обнимал их, иногда касался их стоп, а иногда в шутку по-панибратски хлопал их по плечам и спине. Преданные были очень счастливы и с радостью принимали благословения. Но вдруг Минакетан Рам заметил, что пуджари не проявляет к нему никакого внимания, даже не хочет подойти к нему. И Минакетан, чистый преданный Шри Нитьянанды, тут же понял причину этого. Он вернулся во внешнее сознание и испытал трансцендентный гнев: «Это второй Ромахаршана-сута, не оказавший почтения Господу Балараме! Он не оказывает мне уважения, потому что не почитает моего Господа и владыку Шри Нитьянанду. Он ослеп от гордыни!»

Уходя, Минакетан Рам раздавал благословения преданным, и в это время у него случилось разногласие с братом Шрилы Кришнадаса Кавираджа. Он верил в Махапрабху, но слабо верил в Господа Нитьянанду. ШрилаКришнадасКавирадж жестко отчитал брата: «Они двое братьев, но Они — одно целое. Они неотличны друг от друга. Если ты не веришь в Нитьянанду, ты падешь. Лучше быть атеистом и не верить в обоих братьев, чем лицемером, принимая одного и отвергая другого». В порыве гнева Минакетан Рам сломал свою флейту и покинул дом. Так пал брат Кришнадаса Кавираджа.

Другая история повествует о том, как Рагхунатх Дас Госвами обрел милость Шри Нитьянанды. Сын очень богатого землевладельца, РагхунатхДас Госвами не был привязан к мирской жизни, но был увлечен личностью и учением Махапрабху. Однажды, услышав, что Нитьянанда Прабху вместе со Своими спутниками пришел в Панихати, Рагхунатх отправился туда, чтобы встретиться с Ним. Склонившись перед Нитьянандой Прабху, Рагхунатх предложил Ему свое служение. Нитьянанде понравилось его умонастроение, и Он сказал: «Накорми Меня и Моих спутников сладким йогуртом, бананами и другими яствами». Рагхунатх тут же поспешил исполнить указание своего владыки. Он скупил все сладости и йогурт, которые только были в округе. Начался огромный пир, на который пришло много людей. Сам Рагхунатх раздавал угощение спутникам Нитьянанды и гостям. Нитьянанда был удовлетворен и даровал благословение Рагхунатху: «Никакие сокровища этого мира: ни прекрасные женщины, ни золото, ни положение царя не смогут стать препятствием на твоем пути. Ты явишь образец величайшей отрешенности. Все преданные будут брать с тебя пример в будущем». Так РагхунатхДас Госвами обрел милость Шри Нитьянанды.

Но не только праведники обрели милость Господа Нитьянанды. Он освободил множество простых людей: торговцев, привязанных к имуществу, проституток и многих разбойников, наиболее известные из которых — Джагай и Мадхай.

Есть также история о том, как целый разбойничий клан на протяжении нескольких недель охотился за драгоценностями Нитьянанды Прабху, когда Он жил в доме ХираньиПандита и совершал санкиртану. Каждую ночь разбойники были заворожены звуками и пением санкиртаны обитателей этого дома, находившегося на самой окраине. Каждую ночь они собирались напасть, но то случайно засыпали, то попадали в ночную грозу и другие неприятности, но в конечном итоге обрели милость Нитьянанды Прабху и примкнули к движению санкиртаны.

Нитьянанда — прибежище и надежда всех душ, от великих праведников до последних грешников. Он истинный и величайший друг всех живых существ: проливая на них милость, Он не делает различий, кто достоин, а кто нет. Его спутники вечны, а слава, милость и деяния — безграничны.

Джая Шри Нитьянанда Прабхукиджая!