Духовный национализм

Государственные границы делят и ограничивают религию. Если человек родился по эту сторону границы, его обязывают принять местную веру. “Такова традиция. Наши предки исповедовали эту веру. Так что ты не должен нарушать вечных устоев” — говорят рьяные хранители традиций. Если же искренний человек, преисполнившись жаждой поиска Абсолютной Истины, по зову сердца изберет не государственную религию для реализации своего искательского духа, то его немедленно заклеймят вероотступником. Такова печальная действительность.

Но позвольте вас спросить, о непревзойденные знатоки духовности, какое отношение к природе души (вере) имеют семейные традиции, территория, на которой я облекся телом, вера какого-то моего предка и т.п.? Все нарастающее стремление к обретению духовного совершенства — вот единственный фактор, определяющий выбор веры человека. Не ощутив в данном вероучении достаточной чистоты, искатель Истины не только имеет право отвергнуть это вероисповедание, но и должен это сделать, как естественное следствие его честности и искренности. Подлинный дух поиска подразумевает отсутствие каких-либо предубежденных симпатий и антипатий. Цель одна — достижение истинного видения духовной реальности, и на пути к этой цели мы обязаны пренебречь всеми возможными религиозными предрассудками, лишь создающими помехи на пути к Абсолютной Истине. Если человека заставить исповедовать ту религию, к которой он, по тем или иным причинам, не чувствует доверия, то в этом случае человек никогда не начнет жить подлинно духовной жизнью. Фундаментальными основами духовной жизни является твердая вера и непреодолимое влечение к данной религии. Но ни то, ни другое не появится в человеке, если на него назидательно давить рассказами о традиции предков.

Все определяется чистотой мотиваций. При условии неподдельной искренности, человек никогда не соблазнится дешевой лестью какого-то пройдохи, имитирующего слугу Бога. “Вы — блаженный народ-богоносец! Наша держава — оплот святой веры, а вы — богоизбранный народ. Христос страдал за вас! Вы не имеете права предать Его церковь!” — непрестанно звучит с кафедр самых различных (а иногда и противостоящих) конфессий. Вот реальный образец самой настоящей тоталитарной секты, Только вдумайтесь в эти слова. Это действительно-таки хрестоматийный пример психологической зомбировки, через давление на патриотические чувства человека. Спекулируя на совести и сострадании человека, его вынуждают стать членом секты, все время напоминая, что “Христос умер за вас” или же, что “Это вера, которую с честью пронесли в сердце ваши отцы”. Среди этих, так называемых, церквей, так же необычайно широко обсуждается тема “конца света”, о которой Христос в Евангелии запретил говорить даже апостолам, сказав, что никто не знает этого времени (Мгф.24:36). Но как ортодоксы, так и новоявленные церкви, упорно игнорируют данное указание Иисуса Христа. Что, впрочем, совершенно естественно: разве откажутся они от такой прекрасной возможности повлиять на психику еще не завербованных людей? И тут начинают появляться книги, в которых описываются жуткие сценарии, слишком уж похожие на галлюциногенный бред средневековых колдунов, а так же бегающие, с выпученными глазами, по улицам люди, с криками о уже готовой дате Армагеддона. А ведь и правда, тут поневоле задумаешься: ” А не принять ли и мне их веру, глядишь и от вечного ада спасусь, и конец света для меня удачно пройдет?” Но люди приходят к такому заключению под давлением страха, а, как говорил апостол Иоанн, любовь и страх, понятия несовместимые.

Возвращаясь же к национальным аспектам религиозного воспитания, следует отметить, что настоящие христиане всегда акцентировали особое внимание на то, что национальный вопрос вообще никак не относится к духовности. В частности, апостол Павел писал следующее: “Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.” (Кол.З:11). Очевидно, что Павел не имея ввиду фантасмагорическую мясорубку, в которой все смешалось воедино. Внешне так и оставались и Иудеи, и Скифы, и рабы, и свободные, но для духовного видения настоящего христианина, всюду был только Христос. Иначе говоря, духовный человек вообще забывает о национальных различиях и особенностях как своего, так и иностранного народа. Либо ты ищешь Господа всем своим сердцем, либо тебя это не интересует — такова градация с духовной точки зрения. А кого-либо считать близким к вере, исходя из его происхождения, такой же абсурд, как судить о столярном таланте человека, сообразуясь с кулинарным талантом его дедушки.

Недавно я ехал в поезде, и стал свидетелем любопытного разговора. Со мной в купе ехали еще два человека, и один из них оказался убежденным православным, и даже издавал небольшой православный журнал в Санкт-Петербурге. И вот этот православный господин Н. разговорился с нашим соседом, которого звали Владимир. Н. пытался проповедовать в традиционном православном стиле. Узнав имя попутчика, он удивленно воскликнул: “Как, и вы, еще не крестились, при таком то имени? У вас же такой могущественный покровитель, великий князь Владимир! Ай-ай, ну как же вы так?”. Ну и дальнейший разговор протекал в таком же духе. Будучи не в силах заинтересовать людей своим реальным осознанием духовного (по причине полного отсутствия такового), они судорожно цепляются за любую возможность одурачить человека. Как мы видим, в ход идет все, и ваша национальность, и ваше имя, и русский тип лица, и вера вашей прабабушки по линии отца.

Хотя у нас нет сомнений касательно добрых намерений многих из современных христиан, но мы никогда не сможем согласиться с их вышеописанными методами давления на людей, поскольку это является замаскированным насилием над личностью, а проще говоря, элементарной зомбировкой. Вайшнавизм предлагает на рассмотрение искренних людей подлинное описание положения души, Бога, пути к совершенству и само совершенство, как обретение кришна-премы (Божественной Любви в бескорыстном самопредании Господу). Но настоящий Вайшнав никогда не позволит себе каким-либо образом давить па человека, играя на его чувствах и слабостях. Мы призываем все религиозные конфессии к честной проповеди. Если вам нечего сказать, то лучше не говорить вообще, чем без конца, выжимая слезу из не-искушенной публики, повторять, что Христос умер за нас или, что мы обязаны верить так-то, поскольку большевики расстреляли праведного царя Николая. Для разумного человека совершенно ясно, что проповедник начинает бить по чувствам человека когда ему больше нечего сказать, но если проповедник только этим и занимается, значит его религии нечего сказать.