Россия и теизм XXI века. Загадка, окутанная тайной

Шрипад Б.С. Госвами Махарадж

Мы приехали в Санкт-Петербург, центр прогрессивного мышления, чтобы обсудить такую тему как теизм XXI века. Подобно России, находящейся на пороге осмысления своего нового бытия, весь мир стоит на распутье выбора своего будущего духовного самоотождествления. Одни говорят: "Отбросим все, чем жило прошлое; оно архаично, ненаучно, не отвечает требованиям дня и, стало быть, изжило себя. Прошлое - помеха прогрессу, поэтому давайте распахнем двери в будущее и примем открывающиеся перспективы". Однако и у будущего есть враги, не доверяющие новому, необычному, чуждому и неизвестному.

Со своей стороны мы хотели бы смиренно предложить сохранить достояние русской мудрости и опыта, осторожно и осмотрительно принимая будущее. Русским людям всегда был свойственен здоровый скептицизм в отношении материализма и особенно потребительства как средства достижения счастья. Невзирая на свое недавнее атеистическое прошлое, они сохраняют верность древней традиции духовности и веры в Высшее Существо - Того, Кто пребывает над человеком и его бренной реальностью. Настало время возродить значимость духовного. Гегелевская диалектика, столь хорошо известная здесь, основана на трех положениях: тезис, антитезис и синтез. В данном случае, тезис - это прошлое, антитезис - будущее, а настоящее ставит перед нами задачу синтезировать их и идти вперед: достичь равновесия между мирским, секулярным и сакральным, священным.

Десятилетия страданий, насилия и гнета, по словам русского провидца Солженицына, толкают человеческую душу на поиски чего-то более высокого, чистого и умиротворяющего в сравнении с идеалами религии потребительства, назойливо и безудержно насаждаемой рекламой и телевизионным оболваниванием. Игнорирование этого предостережения может вновь отозваться эхом постперестроечного раскаянья: "Мы хотели как лучше, а получилось как всегда..."

Сегодня не время русским людям бросаться очертя голову в океан материализма, подобно медведям, только что отыскавшим во льдах полынью. Скорее, им следует ступить в воды океана сознания. Пятьсот лет назад человек исследовал морские просторы, открывая великие океаны и новые земли. Таким же безбрежным океаном является сфера сознания, таящая в себе новые неизведанные миры, которые еще предстоит открыть.

Духовный центр, где проходит наша беседа, называется "Другой мир". Другой мир действительно существует, и каждый интуитивно знает это из собственного жизненного опыта. Поиск "других миров" является движущей силой всего бытия. Нас ужасает мир смерти, в котором мы находимся сейчас. В несовершенном, ущербном мире, мы ищем полноту жизни. Именно это стремление побуждает нас искать отношения, основанные на любви. Но поиск таких взаимоотношений неизменно и неизбежно завершается крахом, приводя к разочарованию. Это признает любой честный человек. Однако крушение наших надежд не означает, что любви и красоты не существует. К несчастью, думая о природе божественного, люди часто приходят к ошибочному мнению, что Бог лишен этих качеств. Это заблуждение. Кришна-концепция Божественного - концепция Бога любви, красоты, очарования и сладости. Именно этого ищете вы, я и все остальные. И хорошая новость заключаются в том, что объект наших поисков существует.

Многие слышали слово "Ом". Ом означает "Да". Большое "Да!". То, что ты жаждешь, - ДА, существует. Вместо того, чтобы искать воду в пустыне, настало время искать нектар в океане сознания. Мы - живые существа, наделенные сознанием; пришло время исследовать сферу сознания. Для современного образованного, мыслящего, эрудированного человека она неизведанна. Хотя цивилизованное общество гордится своими открытиями и достижениями, сфера сознания остается практически неисследованной - особенно в западном мире. Индийские риши (исследователи сознания) были опытными лоцманами в путешествиях по этому океану. Их открытия записаны в книгах, таких как "Бхагавад-гита".

Вступая в новое тысячелетие, русские люди, возможно, больше, чем кто-либо другие, готовы к такому исследованию. Это резонирует с их природой, склонностями, историей и стремлениями. Наблюдения а русского философа Петра Чаадаева привели его к следующему убеждению: "Россия - не Восток и не Запад". Он был твердо убежден в том, что этой стране предстоит дать миру великий урок.

Итак, что есть Россия и каков ее урок? Это еще предстоит определить. Но ясно одно - не существует реальности европейской или американской, существует Реальность. Веды говорят, что Реальность по природе своей прекрасна, она не может быть цифровой. И, как заключил Достоевский: "Красота спасет мир". Не экономика, не технология, но Красота и Любовь. Это было истинным тогда и остается таковым по сей день. Не стоит довольствоваться суррогатом. Сегодня Россия пребывает в потоке духовной энергии; ее ведущие мыслители ощущают созвучие ее тончайшим вибрациям, - и это самое подходящее время для того, чтобы направить свои усилия на поиски прекрасной Реальности.

Шри Бхакти Судхир Госвами
"Я не могу предсказать действий России. Это загадка, окутанная вечной тайной, скрытая в неведомом".
Уинстон Черчилль, английский политик, писатель, мыслитель.