Необыкновенный ученик

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Кешава Махарадж как-то сказал о Говинде Махарадже: «У него получается все, чего бы он ни пожелал». Сам Кешава Махарадж и Тиртха Махарадж, несмотря на большое число помощников, не всегда были успешны в своих начинаниях, но Говинда Махарадж добивался успеха во всем. Тогда-то Кешава Махарадж и сказал о нем: «У него получается все, за что он возьмется. Он так умен и сметлив, что, располагая гораздо меньшими возможностями, чем мы, сделал то, что не удавалось нам».

Как-то раз я выступал в Маяпуре на встрече, где присутствовал Свами Махараджа, а затем попросили выступить Говинду Махараджа. Он начал со следующей шлоки:

кампрати катхайитум ише сампрати
ва пратитим айату
гопати-танайакундже
гопавадхути-витам брахма

После программы Кришна Дас Махарадж сказал: «Как только он произнес эту шлоку, я понял, что он завоюет внимание аудитории».

На той встрече Говинда Махарадж назвал Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Прабхупаду необыкновенным человеком, через которого Махапрабху пожелал проповедовать Свое учение. Он сказал, что, хотя у самого Шрилы Бхактисиддханты было много достойных последователей, он выбрал для проповеди на западе Шрилу А. Ч. Бхактиведанту Свами, с чем Свами Махарадж замечательно справился. Он добавил, что Свами Махарадж принял меня своим шикша-гуру, а к нему самому относился с такой добротой, как к своему сыну».

В ответ Свами Махарадж подтвердил: «Все сказанное Говиндой Махараджем правда. Я люблю его, как родного сына, а его гурудева, Шридхара Махараджа, считаю своим шикша-гуру». Он охотно согласился со всем сказанным и прославил меня, назвав «Ом Вишнупада».

Однажды Говинда Махарадж проповедовал в Радхадеше, и местные деревенские парни стали угрожать ему: «Вы уже приезжали за пожертвованиями дважды, но на этот раз мы не позволим вам увозить отсюда рис». На это Говинда Махарадж ответил: «Мы все равно увезем полную повозку риса». И когда они вывозили из деревни повозку, доверху нагруженную зерном, те парни сказали: «Похоже, у них слова не расходятся с делом. Мы ничего не смогли поделать».

Один господин дал нам одну или две маны риса. Узнав об этом, жители деревни пришли к нему выразить свое недовольство: «Когда мы просим тебя о помощи, нам ты даешь одну рупию, хотя мы твои земляки, а им ты отсыпал столько риса!» Тот человек ответил: «Он поговорил со мной, и мое сердце преисполнилось радостью. Я мог бы дать ему еще больше. Не равняйте себя с ним. Его слова наполнили меня таким счастьем, что я дал ему все, о чем он просил».

У Говинды Махараджа есть определенные сиддхи из предыдущей жизни, которые могут быть использованы в служении Махапрабху. Мы все молим Господа и надеемся, что он целиком посвятит себя этому служению и принесет благо всему миру. Мы верим в него.

Однажды, когда Говинда Махарадж жил в Калькутте в доме Свами Махараджа, на улице ему встретился один человек, местный житель, который принялся его бранить: «Что ты за садху? Одно название!» Говинда Махарадж ответил: «Пойдем, и ты узнаешь, что есть, по крайней мере, один настоящий садху», — но тот лишь огрызнулся и ушел. Через полгода тот человек серьезно заболел. Он отыскал Говинду Махараджа и с раскаянием сказал: «Да, ты настоящий садху. Я нагрубил тебе, а ты пообещал, что я увижу по крайней мере одного садху. Ты и есть настоящий садху. Я осознал это после. Прошу тебя, помоги мне».

Как-то раз я был на волоске от смерти, и Говинда Махарадж дал лекарство, которое мне очень помогло — я будто заново родился. Он обладает какими-то мистическими силами. Его мать молила Шиву, чтобы у нее родился ребенок — и на свет появился он. Недалеко от Джаматпура есть храм Шивы и храм Дхармараджа или Буддхараджа, в которых она молилась. Шива дал ей в сыновья святого человека, имеющего сиддхи, мистическую силу — я часто в этом убеждаюсь.

Вскоре после того, как Говинда Махарадж пришел в Матх, его родственники решили забрать его силой и вернуть матери. Они хотели увести его, но он держался за оконную решетку и отказывался уходить. Кто-то уже пытался схватить его на руки — он в то время был еще мальчиком, лет шестнадцати или семнадцати — когда вмешался один молочник. Он сказал: «Вы не имеете права забирать его силой. Пусть сам решает, уходить ему или нет. Мы не позволим насильно увести его отсюда». После этого они ушли, а Говинда Махарадж остался.

Как-то раз я сидел на этой веранде и объяснял «Бхагаватам», касаясь по ходу лекции некоторых сложных тем, а Говинда Махарадж выглядел сонным и почти засыпал. Я подумал: «Речь идет о глубоких вещах, а парень клюет носом». После, я решил задать ему несколько вопросов и выяснилось, что он прекрасно уловил суть сказанного. Не знаю, было то случайностью или нет, но, несмотря на одолевавший его сон, он в полной мере сознавал все сказанное. Давайте же будем с надеждой молить Господа о его долгой и успешной деятельности в качестве ачарьи.

Однажды Деви спросила Махадева: «Кому следует поклоняться и служить?»

арадхананам сарвешам вишнор арадханам парам
тасмат паратарам деви тадийанам самарчанам

Махадев ответил: «Лучшее из всех видов служения и поклонения — это поклонение Вишну». Тут Деви побледнела, потому что Вишну она не поклонялась. Но Махадев продолжал: тасмат паратарам деви тадийанам самарчанам - «Но служение слугам Вишну превозносится еще выше». Тогда Деви обрадовалась: «Я служу слуге Вишну, Махадеву, и это принесет мне величайшее благо».

Итак, нужно служить тому, кто очень близок и дорог Господу. Он Сам говорит об этом: «Служение Моим слугам важнее и лучше, нежели служение Мне. Оно более конкретно и ощутимо. Меня можно представлять весьма абстрактно и поэтому служение Мне тоже понятие абстрактное, но служение Моему слуге действенно и конкретно». Есть такая пословица: «Любишь меня — люби и мою собаку». Если вы действительно любите меня, то любите и моего пса: это будет лучшим доказательством вашей любви ко мне. Поэтому Господь говорит: арадхананам сарвешам виршнор арадханам, а также:

йе ме бхакта-джанах партха на ме бхактас ча те джанах
мад бхактанам ча йе бхактас та ме бхактаттама матах

«Истинно преданный Мне предан не Мне, а Моему слуге — только он по-настоящему любит Меня». Это очень важно знать, если мы стремимся к настоящей преданности.

Поначалу я считал, что нам нужен только Бог, и не понимал, почему служению Его преданным придается такое значение. Почему кто-то должен стоять между мной и Господом? Я хочу непосредственной связи с Ним. Но постепенно, благодаря шастрам, садху и внутренней самоотдаче, я стал понимать насколько это важно и необходимо.

В нас заложена глубокая внутренняя потребность в этом. Тот, кто почитает преданных, искренне предан и Богу. Другой преданности Богу не существует. Поклонение слуге Господа открывает искателю желанную перспективу — верный, прямой и безопасный духовный путь. В нашем долгом путешествии к Бесконечному Абсолюту вера в преданных имеет большое значение. Наша опора — в искренней любви к преданным.

Тад-бхритйа-бхритйа-бхритйанам. В служении слуге слуги Господа нет абстрактного смирения, потому что оно в высшей степени конкретно. В мире эксплуатации все стремятся любыми способами избавиться от господства над собой и окружить себя как можно большим числом слуг. Но здесь — полная противоположность и это самое правильное положение вещей. «Возле меня так много заботливых опекунов. Я в безопасности, я окружен заботой и вниманием».

Я могу не думать о себе, но рядом всегда есть те, кто обо мне беспокоится. Это и есть атмосфера родного дома. Я под надежной защитой своих хранителей. Я в безопасности. Так мы возвращаемся домой, к Богу. Дом — это место, где я окружен теми, кто действительно заботится обо мне. И преданный — это один из тех, кто проявляет ко мне искреннее участие — мой защитник, мой друг. Он по-дружески протянет мне руку и убережет от опасностей в моем путешествии к Всевышнему Господу. Отвергать руку помощи своих защитников, значит идти долгим путем. Те, кто тверд в своей вере, милостиво помогут найти верный путь.

Как крохотной душе найти убежище в бушующем океане безбрежного знания? Мы — ничтожно малые частицы сознания, как нам обрести связь с Абсолютом? Тут на помощь приходят Его преданные, способные оказать нам практическую помощь. Поэтому любовь к преданным — это истинное сокровище наших сердец.

Находясь на склоне лет, я смиренно прошу вас прислушаться к моим словам и постараться осознать то, что хотел нам дать наш Гуру Махарадж. Единственная проблема бренного мира — всепожирающая смерть. Она была, есть и будет. Она — самый опасный враг. Как уберечь живых существ от этого врага? Великий ученый, незаметный труженик, животное, дерево — все без исключения сталкиваются с одной и той же опасностью. Что их может спасти? Только вечная жизнь и весть о существовании вечного мира, пронизанного духом самозабвенной преданности Господу. Здесь нельзя не вспомнить великого философа Гегеля: «Абсолют существует только для Себя» — ахам хи сарва-йаджнанам бхокта ча прабхур эва ча.

Все предназначено для Верховного Центра, Абсолюта, и мы должны осознать это, быть готовыми к такой самоотдаче, чтобы удовлетворить Его. Для того, «чтобы жить нужно умереть», но этот призыв может показаться абсурдным. Однако от нас требуется лишь перестать использовать окружающий мир в своих интересах, а посвятить его служению Абсолюту.

Бхидйате хридайах-грантхис чхидйанте сарва-самшайах. Наше эго — черный ящик внутри нас, средоточие обособленного сознания — необходимо уничтожить раз и навсегда и осознать свою принадлежность к вечному миру. Владыка вечности — не объект наших чувств, Он — субъект. Он есть все и Он — Существо высшего порядка. Таким образом, только развив преданность Центру и став Его представителем, действующим ради Него, мы познаем блаженство возвращения домой, к Богу. Дома каждый заботится обо мне, там все внимательны к моим нуждам. Я могу не думать о себе, но о моем благе всегда позаботятся. Итак, вернемся же к Богу, домой, где все желают мне добра, где все — мои любящие опекуны. Мы хотим найти этот дом, оставив обманчивое очарование мира смерти, отвлекающего нас от осознания высшей истины.

Любовь есть все, она в нашем сердце. Ни мозг, ни сила нас не спасут. Только сердечные отношения с Господом способны удовлетворить все наши устремления и желания. Об этом говорил Шри Чайтаньядев; за Ним пришел Гуру Махарадж и положил начало работе по спасению всего мира. Любая деятельность, не направленная на спасение всех живых существ, будет пустой тратой времени. И нужно не только спасти, но и напоить их нектаром. Когда свирепствует эпидемия, необходимо давать такие лекарства, которые не только излечат от инфекции, но и поддержат силы. Дайте им такое средство — кришна-катхамриту. Сознание Кришны — вот лекарство и пища, приносящая счастье.

Именно этого требовал Махапрабху, и именно к этому прилагал все усилия наш Гуру Махарадж: «Кого бы ты ни повстречал, говори с ним о сознании Кришны. Это не только принесет человеку облегчение, но и наполнит счастьем, и он почувствует, что его жизнь обретает смысл».

Свами Махарадж тоже обратился к миру с этим великим посланием, с вестью от Махапрабху, исполняя желание нашего Гуру Махараджа. Он добился успеха, и вот, как результат, сегодня вы приехали в Навадвип Дхам. Нас удивляет, что, в отличие от индийцев, вы проявляете такой большой интерес к великой спасительной миссии Махапрабху.

Поэтому мы благодарны вам за то, что вы показываете нам, какое богатство хранится в нашем доме. Вы приехали, чтобы напомнить нам: «Сокровище находится в шкатулке у вас в комнате». Махапрабху говорил: «То, что вы ищете, лежит у вас дома. Нужно просто знать, где именно оно находится».

Вы приехали, чтобы рассказать нам об этом, и мы с благодарностью принимаем ваш призыв: «Дар Махапрабху принесет благо всему миру, и он у вас под рукой». Мы благодарны вам за то, что вы пришли служить Гуру Махараджу. Мы стараемся делать все, что в наших силах. Это относится ко многим из моих духовных братьев. Но сейчас они, один за другим, покидают этот мир, и на их место приходите вы.

Я надеюсь, что божественная миссия Махапрабху будет существовать вечно. Большое спасибо вам всем.