Покой – враг преданности

Основная черта гаудия-вайшнавизма – это неизменная приверженность настроению Радха-дасьям, присущему линии Шри Рупы Госвами.

Это существенно отличает гаудия-вайшнавизм от других теистических учений и иногда противоречит иным вероисповеданиям. Противостояние различных религий вызывает неприятие у неверующих и неокрепших в вере. Они смотрят на религию как на способ избавиться от страданий или обуздать греховные желания в страхе перед наказанием всеведущего и всемогущего Бога.

Атеистам близка доктрина имперсонализма, следование которой освобождает от мук материального бытия, погружая в глубокий «духовный сон».

С другой стороны, хотя те, кто только начали духовный путь и верят в то, что Бог – это Личность, они видят в Нем лишь олицетворение нравственных качеств с точки зрения здравого смысла. Духовный прогресс они считают либо наградой за благочестие, либо беспричинной милостью «всеблагого Бога». И в том и в другом случае милость Бога они измеряют той умиротворенностью, которую обрели вместе с материальным процветанием или умением противостоять любым тревогам.

Оба эти представления имеют существенные изъяны, поскольку основаны на несовершенном восприятии людей, что и приводит их к страданиям. Другая характерная черта неверующих и неокрепших в вере – стремление решить свои проблемы, отказываясь от деятельности. Новички в духовной жизни отказываются от своих обязанностей, ссылаясь на волю Господа. Имперсоналисты же просто уклоняются от всякой ответственности.

Но тот, кто сведущ в духовном знании, понимает, что к Богу можно приблизиться только по Его желанию. Вайшнав также уповает на беспричинную милость «всеблагого Бога», но знает, в чем секрет этой милости. Этот секрет открывают нам гуру, садху и шастры гаудия-вайшнавов. Этот секрет – Радха-дасьям, служение Шримати Радхарани. Это и средство, и цель духовной жизни.

Для тех, кто жаждет внутреннего покоя, «радха» и «дасьям» – это два слова, в которых кроется угроза их благополучию. Одно из них – «дасьям» (служение). Служение подразумевает деятельность и жертвы, которые сами по себе не всегда приводят к неудобствам. Но когда добавляется второе слово – «радха», – возникает конфликт: наши действия и жертвы следует посвятить Той, кто за пределами нашего сознания, Шри Радхе, и в них не должно быть корысти. Более того, Шриман Махапрабху ясно сказал: «гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах»1 – не пытайтесь служить Кришне непосредственно. Не стоит пытаться и Радхе служить напрямую. Самое лучшее, что вы можете, – самозабвенно служить слуге слуги гопи – помощниц Радхи.

Разум таких «искателей духовного» отравлен ложным эго. Оно побуждает неверующих думать, что они подобны Богу, а неокрепших в вере, – что они слуги самого Кришны. Ложное эго отделяет их от Бога, потому что они не способны оценить возвышенные качества Его слуг, известных как нитья-сиддхи (вечно освобожденные души), паршады (личные спутники) и уттама-адхикари (преданные высшего уровня).

Вайшнавы, которые действительно близки к Богу, настолько очарованы прекрасными качествами нитья-сиддх, что пользуются любой возможностью служить им. Они черпают в этом огромную радость. В таком настроении не может быть и речи о личной выгоде или удобстве. Желание служить вайшнавам несовместимо с желанием покоя и комфорта. Их потребность в этом служении так велика, что даже угроза расстаться с жизнью не останавливает их.

Когда мы занимаемся вайшнава-севой, стремление к личному благополучию вытесняется самоотверженным духом служения. Ачарьядев, Ом Вишнупад Паривраджакачарья Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, говорил: «Я объявляю беспощадную войну майе и всем религиозным идеям». Его проповедь вызывала такую ненависть со стороны оппонентов, что не раз

возникала угроза его жизни. Однако желание служить Шри Рупе и Шри Рагхунатхе было сильнее опасения за собственную жизнь.

Принимая путь Радха-дасьям, мы должны следовать наставлениям таких великих преданных. Мы не должны допускать, чтобы склонность к комфортной жизни поколебала нашу уверенность в том, что учение гаудия-вайшнавизма выше других теистических концепций. Наши суждения должны основываться на чистоте идеала, а не на том, как легко или трудно его достичь. Главное в человеке, следующего высоким идеалам в жизни, не его умение приспособиться к обстоятельствам, а способность хранить чистоту идеала.