Верность Рупанугам

Я – ни к чему не годная джива. Но, несмотря на всю незначительность, и у меня есть одна надежда – милость Кришны. Насколько джива ощущает свою никчемность, настолько проливается на нее забота Бхагавана: динере адхик дайа карен бхагаван – «Жалким и недостойным Бхагаван оказывает милость сверх всяких ожиданий».

Если мы хотим лицезреть Шри Рупу, божественную красоту Бхагавана, то и нам необходима рупа: мы должны стать прекрасными. Если мы хотим увидеть Его чарующий облик, нам нужно стать Рупанугами – следовать за Шри Рупой везде и во всем – это понравится прекрасному Господу. Шьям не может налюбоваться рупой Шьямы, Шьяма – рупой Шьяма: так бесконечно возрастает Их наслаждение красотой друг друга. Если мы станем достойными (гуни), то сможем осознать и гуну, удивительные достоинства Бхагавана. Шрила Рупа Госвами Прабху говорит:

акхила-расамрита-муртих прасрима-ручи-руддха-тарака-палих
калита-шьяма-лалито радха-преян видхур джаяти

Сначала Шьяма, затем Лалита и Вриндаванешвари, а за ними их ануги – последовательницы Шьямы, Лалиты, Шри Радхи – все они следуют одна за другой. Если в служении рупе – в служении Красоте – мы обретем такую же покорность и такую же готовность, как они, если наша собственная красота будет каждое мгновение возрастать и если мы сможем предстать в своей всевозрастающей апракрита-красоте перед Источником всей Красоты, Шри Шьямасундаром, то благоприятная возможность видеть Его красоту коснется нас.

Но в своем настоящем, полном анартх, состоянии мы не можем видеть даже красоты Рамачандры, которую лицезрели риши из Дандакараньи. Почему наши черты исказило уродство – ку-рупа? Ведь в нашей сва-рупе нет и следа ку-рупы. Пустые желания – анар-тхи – покрыли нашу сва-рупу, ту рупу, которая могла бы понравиться Кришначандре. Наше истинное «Я» погребено под громадой ложного эго.

Према-бхакти выше, чем обычная шуддха-бхакти. Хотя я призван достичь Шри Рупы-Гуны-Лилы, Облика, Качеств и Деяний Бхагавана, у меня нет никакой склонности к этому! Являя Себя в течение сорока восьми лет этому миру, Шри Гаурасундар – высший Объект поклонения – находился в настроении преданного. Он очень ясно показал, как дживы могут приблизиться к царству служения Бхагавану. На Его примере вы можете понять, как совершать бхаджан. Я же совершенно никчемен, моя единственная надежда на милость: амара прабхур прабху шри гаурасундар – «Господь моего Господа – Шри Гаурасундар».

Шри Рупануги говорят: мой Господь – Шри Рупа. Каким бы бесполезным я ни был, у меня все же есть дело под названием дасья. Об этом пел и Шри Рупануга Шри Тхакур Нароттам:

шри-рупа-манджари-пада,
сеи мора сампада,
сеи мор бхаджана-пуджана
сеи мора прана-дхана,
сеи мора абхарана,
сеи мор дживанера дживана
сеи мора раса-нидхи,
сеи мор ванчха-сиддхи,
сеи мор ведера дхарама
сеи брата, сеи тапа,
сеи мора мантра-джапа,
сеи мор дхарама-карама
анукула хабе виддхи,
се-паде хоибе сиддхи,
ниракхибо э дуи наяне
се рупа-мадхури-раши,
прана-кувалая-шаши,
прапхуллита хабе ниши-дине
туя адаршана-ахи,
гарале джарало дехи,
чиро-дина тапита дживана
ха ха рупа коро доя,
дехо море пада-чхая,
нароттама лоило шарана

Я очень удачлив, хотя и ни на что не годен! До меня вайшнавы говорили о деле своей жизни. А о себе я могу сказать следующее: поскольку я слуга тех, кто является Рупанугами, дело моей жизни – следовать по их стопам. Шри Рупануги – проповедники. Я слышал слово и волю Шри Гаурасундары: «Мир переполнен майя-катхой, разговорами об иллюзорных ценностях. Но хари-катхи – огромный недостаток. У людей нет ни малейшего желания слушать или говорить о Кришне. Кто слишком привязан к чувственному счастью, тот не исполнит своего высшего предназначения, парама-дхармы. Но даже покончить со всеми чувственными удовольствиями еще не означает парама-дхармы: на нирввинно натисакто бхакти-його ’сйа сиддхи-дах – не годится ни чрезмерное отречение, вайрагья, ни слишком сильная привязанность. вместо этого, находя спасение в юкта-вайрагье, нужно служить Бхагавану».

Маха-пуруши, которые давали вам хари-катху до меня, во много раз меня достойнее. Я же крайне озабочен всем, чем угодно, кроме служения Кришне. Единственное, что я могу, – это пытаться пересказать вам все услышанное от Гурудева. Но, к сожалению, вам неинтересно, и я только отнимаю ваше время.

В этом мире облик (рупа), качества (гуна) и деяния (лила) Бхагавана стали недостижимы для отвернувшихся от Него джив по их же собственной вине. Как же можно достичь Его и обрести смысл своей жизни? Об этом говорит Шри Рупа Госвами Прабху: только предавшись Святому Имени (наму). Живя в полной зависимости от Святого Имени, джива постепенно получает откровение рупы-гуны-лилы Бхагавана. Один возлюбленный слуга Шри Рупы, Прабхупада Шрила Джива Госвами, говорит:

пратхамам намнах шраванам
антахкарана-шуддхй-артхам
апекшьям
уддхе чантахкаране рупа-шраванена тад удайа-йогьята бхавати
самьяг удите ча рупе гунанам
спхуранам сампадйета,
сампанне ча гунанам спхуране
парикара-
вайшиштхйена тад вайшиштхьям сампадьяте
татас тешу нама-рупа-гуна-
парикарешу самьяк спхуритешу лиланам
спхуранам суштху бхаватитй-
абхипретья садхана-крамо
ликхитах
эвам кирттана-смаранайош
ча джйеям

Бутон премы – Шри Харинам. Постепенно распускаясь, Он раскрывает, что Он и есть рупа, гуна, парикара-вайшиштхья – Его неповторимые Спутники, и лила. Раскрывшись полностью, Он показывает обретшей себя (васту-сиддхи) душе сварупа-виласу – непредсказуемую, вечную игру Своего очарования.

Нет другого пути, нет другой садханы, кроме принятия Имени:

ядй апй анйа бхактих кала карттавйа,
тада кирттанакхйа-бхакти-
самйогенайва карттавйа

При повторении Святого Имени анартхи уйдут, но при оскорбительном повторении Святого Имени (нама-апарадхе) анартха-нивритти не произойдет. Когда анартхи уходят, рупа, гуна, парикара-вайшиштхья и лила Бхагавана сами являют Себя в чистом сердце преданного. Только тогда, всем сердцем взмолившись о возвышенной сияющей расе, мы становимся действительно и бесспорно достойны читать «Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджджвала-Ниламани».

Рупа, нематериальный облик Шри Кришны, как описал ее Билвамангал Тхакур, такова:

мадхурам мадхурам вапур асйа вибхор
мадхурам мадхурам ваданам мадхурам
мадху-гандхи мриду-смитам этад ахо
мадхурам мадхурам мадхурам мадхурам

«Имя Шри Кришны, нектарного океана всех рас, – сладостно, облик – сладостен вдвойне, лицо – сладостно втройне, а улыбка – четырежды сладка. Эта четырежды сладкая улыбка Шри Кришны есть то, что обретает джива в четвертом, надмирном измерении».

Часто, считая гопи-джана-валлабху – Шри Радха-Говинду, Господа Шри Рупы Прабху, – существом из материального мира, мы совершаем оскорбление (апарадху). Из-за нама-апарадхи Святое Имя не нисходит на нас: нет нама – не приходит и према, и мы не видим эту четырежды сладкую улыбку Шри Кришны. Чтобы не совершать апарадху, мы должны выслушать «Десять оскорблений» от Гуру, Шри Гурупад-падмы. Пренебрежительность, асур с оскаленной пастью, топит нас в смертельном океане оскорблений Гуру, и повторение Имени превращается в химеру. Те лишены всякой искренности в повторении Святого Имени, у кого о Шри Наме – материальные представления. Шри Рупа Госвами Прабху говорит в «Упадешамрите» (7):

сьят кршна-нама-чаритади-ситапй авидья-
питтопатапта-расанасья на рочика ну
кинтв адарад анудинам кхалу саива джушта
свадви крамад бхавати тад-гада-мула-хантри1

«Как вкус сладостей неприятен больному желтухой, так и для зараженного анартхами не привлекательно Святое Имя – у него нет стремления отдаться нама-бхаджану».

Кроме служения Шри Наму, у нас нет иного дела. Пока есть анартхи, воспевание Святого Имени у нас не получится. Получается едва ли не сплошная нама-апарадха, только изредка, иногда, по счастливой случайности мы можем произнести нама-абхас. Прежде всего надо освободиться от анартх, направить на это все свои силы. Анартхи проходят, когда джива неподдельно призывает Бхагавана – другого выхода нет.

харер нама харер нама харер намайва кевалам
кала настй эва настй эва настй эва гатир аньятха

Как бесполезно дожидаться сына от бесплодной женщины, так же тщетно и ждать от меня чего-либо хорошего. Мне не удалось произнести достойную речь. Будьте милостивы, чтобы однажды, видя, с какой жаждой вы совершаете служение (севу), я благодарил бы Бога за свою удачу.

 


1«Святое Имя, качества, облик и деяния Кришны трансцендентны и сладки, словно леденцы. Хотя язык больного желтухой авидьи [невежества] не способен ощущать вкус сладкого, самое удивительное в том, что если каждый день внимательно повторять эти сладостные имена, к языку вернется естественная способность наслаждаться сладким, и со временем болезнь будет вырвана с корнем».