Тхакур Харидас (часть 9, заключительная)

(из одиннадцатого номера XXV тома за апрель 1928 года)

Желая даровать безграничное благо дживам, Шри Гаурасундар провозгласил важные духовные истины через Своих близких преданных. Он уполномочил Шри Санатану Госвами подробно изложить науку святой преданности Богу, а также сделать явным для всех величие трансцендентной обители Шри Вриндавана. Шри Рамананду Рая Он побудил объяснить природу божественных отношений в преданности и описать обязанности вайшнава. Шри Рупе Госвами Он повелел раскрыть сокровенное таинство преданности Кришне. Гопала Бхатту Госвами Он наставил сформулировать правила поведения вайшнавов, а Прабху Харидаса Он наделил силой проповедовать всем и каждому славу Святого Имени Кришны.

Благодаря проповеди великого Тхакура славы Святого Имени Господа обусловленным дживам этого мира всем стало известно, что подлинная цель, в достижении которой они действительно нуждаются, — это не благочестие, богатство, наслаждения или свобода от страданий; что Кришне невозможно служить посредством физического тела, ума или тех слов, что неразрывно связаны с деятельностью физического тела и ума; что, с другой стороны, божественное Слово (Святое Имя Господа) проявляет Себя, лишь когда Оно исходит от духовного тела и ума ради служения Кришне.

Святое Имя Бога, во всем равное Кришне, не проявляет Себя через физические органы чувств. Божественное Слово возникает благодаря вибрации языка и губ, но лишь когда причиной этого является ум, свободный от привязанности ко всем физическим наслаждениям. Такая деятельность ума возможна благодаря духовному побуждению, превосходящему все эгоистические удовольствия. Этот импульс исходит от чистой души, как только она перестает быть скованной функциями физического тела и ума. Проявляясь в этом мире, божественное Слово рассеивает тьму обусловленного состояния всех, кто внимает Ему, и приводит к восходу солнца Святого Имени Бога. Власть физического тела и ума становится сильнее, когда солнце Святого Имени Бога затмевается миражами материалистичной деятельности, земными богатствами, большими скоплениями мирских людей, алчностью до материальных вещей и заблуждениями относительно того, что природа Святого Имени Кришны тождественна природе материальных объектов, а также что Господь Кришна и духовный мир обладают той же природой, что и никак не связанные с Кришной объекты. Однако как только эта преграда исчезает, самосияющее солнце Святого Имени Бога становится объектом непрестанной преданности дживы, являющейся истинной природой вечных слуг Кришны.

Святое Имя Бога и смутное отражение Святого Имени хоть и являются по сути Одним, но в то же самое время различаются в Своем проявлении. Чистое Святое Имя приносит с Собой любовь к Кришне, тогда как смутное отражение Святого Имени устраняет враждебность по отношению к Кришне. Благодаря Святому Имени осознается природа Шри Кришны, тогда как достижение смутного отражения Святого Имени — это воплощение божественного всемогущества, призванного очистить от всего, что мешает преданности Господу Хари.

Подобным же образом оскорбительное воспевание Святого Имени также отличается от чистого Святого Имени Бога. Если Святое Имя проявляется вместе с оскорблениями, то Оно еще сильнее обуславливает душу деятельностью физического тела и ума и отстраняет ее от любви к Кришне. Оскорбительное воспевание Святого Имени дарует лишь мимолетные и преходящие плоды и не приводит к осознанию вечной цели человеческой жизни.

Святое Имя — это Сам Шри Кришна, основополагающая Реальность, лежащая в основе всего божественного мира. Неведение относительно наших взаимоотношений с Кришной становится причиной десяти различных оскорблений божественного мира, нисшедшего к нам в форме Святого Имени Бога. Следующие наставления, принадлежащие перу Шри Тхакура Харидаса, призваны помочь нам оградить себя от этих десяти оскорблений.

Первое оскорбление — порочить садху. Это очень серьезное оскорбление для того, кто стремится воспевать Святое Имя Кришны. Второе оскорбление — это считать других богов независимыми от Шри Кришны. Третье оскорбление — непочтительное и пренебрежительное отношение к Шри Гурудеву, который сведущ в науке о Кришне. Четвертое оскорбление — это осуждение священных писаний и тех истин, что содержатся в них. Пятое оскорбление — считать, что слава Святого Имени Кришны выдумана, а также неверие в те вечные плоды воспевания Святого Имени Бога, что упомянуты в священных писаниях. Шестым оскорблением является совершение греховных поступков в надежде на очищающую силу воспевания Святого Имени. Седьмое оскорбление — раскрытие неверующему сокровенных истин о Святом Имени Бога. Воспевание Святого Имени никогда не должно приравниваться к благочестивым поступкам этого бренного мира. Такое отношение составляет восьмое оскорбление Святого Имени. Девятым оскорблением является невнимательное и небрежное воспевание Святого Имени Бога. Это очень серьезное препятствие для достижения любовной преданности, обладающее разрушительной силой бешеного слона. От десятого оскорбления избавиться невероятно сложно. Оно непосредственно мешает пробуждению любви к Святому Имени. Апостол Святого Имени, Брахма Харидас, связывает это оскорбление с представлениями «я» и «мое». Смутное отражение Святого Имени Бога проявляет себя, лишь если служение Святому Имени свободно от этих десяти оскорблений. Такое смутное воспевание избавляет от всего греха, подготавливает к появлению чистого Святого Имени и дарует любовь к Богу.

Как оскорбительное воспевание Святого Имени, так и смутное воспевание Имени несовершенны, и отличаются друг от друга тем, что последнее свободно от оскорблений. Святое Имя Бога никогда не проявит Свое могущество, если к Нему обращаются с оскорблениями, а так же, если, даже свободное от оскорблений, Его сияние все еще скрыто туманом. Лишь в служении, совершаемом с пониманием своих взаимоотношений с Богом, Святое Имя становится объектом любовного преклонения. Без осознания этих божественных отношений поклонение Святому Имени может быть лишь или на стадии оскорблений, или на стадии смутного отражения. В оскорбительном воспевании присутствует некий обман, приводящий к тому, что вместо духовного человек обретает лишь материальные плоды. В смутном отражении Святого Имени, свободном от оскорблений, нет обмана или иллюзии, и воспевание на этой стадии приводит к абстрактному восприятию чистого Сознания. В Святом Имени присутствует любовь к Кришне или сладостный вкус, приводящий к совершенным играм чистого Сознания. Те, в ком сильна жажда мирских достижений, по своему невежеству совершают оскорбление духовной сферы. Этими оскорблениями они подтверждают свое неприятие Господа Хари и стремятся лишь сохранить те ничтожные плоды, что приносит им безбожная жизнь. Те же, чье единственное устремление — служение Господу Хари, должны со всей осторожностью избегать всех этих оскорблений, что сделает возможным воспевание Святого Имени Бога на стадии смутного отражения. А такое воспевание способно привести дживу даже на Вайкунтху.

Великий Тхакур проповедовал в этом мире славу Святого Имени Бога вплоть до последних дней своих проявленных игр. Когда в эти дни Шриман Махапрабху спросил Тхакура, Ачарью Святого Имени, о природе его плохого самочувствия, Харидас сказал, что он удручен своей неспособностью повторять ежедневно установленное количество святых имен. Услышав о его стремлении следовать ежедневному обету воспевания, Шри Гаурасундар стал упрашивать его сократить это количество, поскольку Тхакур уже в совершенстве осознал свое духовное тело.

Затем, предложив Махапрабху место напротив себя, Шри Харидас сказал: «Я желаю завершить свою жизнь, руками прижимая Твои лотосоподобные стопы к своей груди, глазами созерцая Твой лотосоокий лик, языком произнося Твое Святое Имя — Кришна-Чайтанья. Прошу, позволь мне оставить тело в Твоем присутствии. Будь милостивым и исполни мою просьбу».

Затем Харидас сел напротив Господа, направил глаза на лотосоокое лицо Махапрабху, прижал стопы Господа к своей груди, украсил свою голову пылью стоп всех преданных и, воспевая Святое Имя Шри Кришны-Чайтаньи, расстался с жизнью.

Шри Тхакур Харидас оставил тело на четырнадцатый день убывающей луны месяца бхадра. Махапрабху поднял его на руки и начал танцевать. Затем Он положил тело на повозку и, воспевая киртан, отвез его на побережье. Там Господь омыл тело Харидаса, погрузив его в воды океана, а затем вынес на берег и покрыл тело песком. С тех пор это место стало известно под названием Махатиртха-гхат. Здесь было возведено самадхи (усыпальница), как святыня более чем столетнего служения Шри Гауранге. Затем Махапрабху повелел принести маха-прасад от Львиных врат храма Джаганнатха и собственноручно раздал его преданным.

Относительно ухода Тхакура Харидаса Шриман Махапрабху сказал: «Воспевайте Святое Имя Господа вместе со словами: “Вся слава Харидасу!” Тхакур Харидас — величайшая драгоценность этого мира. С его уходом Земля лишилась своего сокровища. Пойте все вместе: “Вся слава Харидасу!” Слава Харидасу, раскрывшему славу Святого Имени Бога. По Своей великой милости Кришна даровал нам общение с ним. Воля Кришны восторжествовала, но сейчас мы утратили его общество. Харидас пожелал оставить этот мир, и Я не смог удержать его. Он оставил жизнь по своему желанию, так же, как в далеком прошлом поступил дед Бхишма».


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас