Всевышний Шри Кришна Чайтанья (часть 5)

(из второго номера XXVI тома за июль 1928 года)

Три дня после принятия санньясы Шри Кришна Чайтанья странствовал, пребывая в трансцендентном настроении, шел, не разбирая дороги, и так Он достиг берега Ганги напротив Шантипура, будучи направленным туда Прабху Нитьянандой. Увидев Гангу, Шри Чайтанья принял ее за Ямуну и стал петь гимны во славу Ямуны, полагая, что Он неподалеку от Шри Вриндавана. В это время Его встретил Шри Адвайта Прабху, переплывший Гангу на лодке, чтобы отвезти Господа к Себе домой. Так Адвайта вернул Господу чувство осознания окружающего и предложил Ему погостить в Шантипуре у Него дома. Шри Адвайта Прабху попросил Ситу Деви приготовить множество угощений и поднес их вначале Шри Гаурасундару и Шри Нитьянанде. Шри Чайтанья попросил Шри Харидаса и Шри Мукунду сесть и принять пищу вместе с Ним, но они предпочли вкусить то, что останется после того, как Шри Чайтанья закончит есть. Так, после трапезы Господа, Шри Адвайта Прабху вместе со Шри Харидасом и Шри Мукундой взяли понемногу от каждого блюда, которое до этого попробовал Шри Гаурасундар.

Все жители Шантипура устремились, подобно непрерывному потоку, спеша увидеть святые стопы Шри Чайтаньи. Вечером начался киртан, и Шри Чайтанья в Своем танце проявил все восемь признаков саттвик, в то время как Мукунда пел святые имена Бога. На следующее утро приехала Шачи Деви со многими преданными из Навадвипы. Так Шачи Деви получила возможность еще раз увидеть своего Сына. Шри Чайтанья провел в доме Шри Адвайты десять дней. Он утешил Шачи Деви, совершая киртан в обществе преданных Навадвипы и ежедневно принимая пищу, которую матушка Шачи готовила своими руками. Чтобы научить их должному поведению санньяси, Шри Чайтанья сказал жителям Навадвипы, что тот, кто принял санньясу, не должен оставаться в месте своего рождения, продолжая поддерживать связь со своими друзьями и родственниками. Услышав об этом долге санньяси, матушка Шачи поняла, что Шри Гаурасундар непременно исполнит то, что Он считает Своим долгом, и поэтому попросила Его поселиться в Нилачале (Джаганнатха Пури). Шри Чайтанья попрощался со всеми преданными из Навадвипы вместе со Своей матушкой и попросил их посвятить все время своей жизни воспеванию Святого Имени Кришны и беседам о Кришне.

Шри Чайтанья отправился в Шри Пурушоттам (Джаганнатха Пури) по дороге, проходящей через Чхатрабхог, в обществе Нитьянанды, Мукунды, Джагадананды и Дамодара. Посетив Бриддхамантрешвар, Шри Кришна Чайтанья достиг царства Уткала. Следуя по дороге в Пури, Шри Чайтанья счастливо пел киртан Кришны со Своими спутниками, прося пищу в качестве подаяния в близлежащих деревнях. Путешествуя таким образом, Шри Чайтанья достиг селения Ремуна, где Он увидел Божество Шри Гопинатха и рассказал преданным историю о Мадхавендре Пури и Кшира-чоре (Воришке сладкого риса) Гопинатхе, которую услышал от Шри Ишвары Пури. Под влиянием мучительного чувства разлуки с Возлюбленным, Господь проявил особое состояние божественного экстаза, повторяя знаменитую шлоку Мадхавендры Пури «айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха»1 . Он остановился на ночь в Ремуне, а на следующее утро продолжил Свой путь в Джаганнатха Пури.

По дороге в Джайпур Шри Чайтанья пришел в город Куттак. Там Он увидел Божество Шри Сакши Гопала и услышал историю Гопала из уст Шри Нитьянанды. Из Куттака Он направил Свои стопы в Бхуванешвар и увидел там Божество Шивы, который является защитником святой земли Шри Джаганнатхадева. Затем Он отправился в Камалпур, расположенный у реки Бхарги, чтобы увидеть Капотешвара Шиву. Его посох санньяси нес Нитьянанда, который умышленно сломал его на три части и выбросил в Бхарги. Этим поступком Шри Нитьянанда показал, что самому Богу нет необходимости носить монашеский посох или следовать всем заповедям писаний, поскольку нет никого, кто бы был выше Него. Узнав об этом, Шри Чайтанья пришел в гнев и предостерег всех от неправильного понимания этого поступка. Хотя нет никакой необходимости для Господа или даже парамахамса-вайшнава безукоризненно следовать всем правилам и предписаниям писаний, однако если человек, только вступивший на путь преданности, под влиянием мирских побуждений начинает игнорировать наставления писаний, вместо того чтобы подчинить свой ум, тело и речь их строгому исполнению, то такое своенравное поведение не принесет ему никакого блага.

Когда Шри Чайтанья достиг Атхараналы, маленького моста по дороге в Пури перед входом в святой город Шри Джаганнатхадева, Он выразил Свое недовольство по поводу утраты Своего посоха и в настроении крайнего негодования отправился один к храму Джаганнатха, попросив всех Своих спутников не мешать Ему. Как только Шри Чайтанья увидел Господа Джаганнатха, Он пожелал обнять Его. В Его теле проявились все признаки махабхавы (божественной любви). В то время в храме находился Сарвабхаума Бхаттачарья, который заметил Господа и не дал слугам Божества, паричхам, грубо обойтись с Ним. Сарвабхаума был изумлен, увидев уникальные изменения, которые произошли в теле Шри Чайтаньи под влиянием божественной любви, и попросил отнести находившегося без сознания Господа к себе домой, чтобы там привести Его в чувство.


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас

 


1 Мадхавендра Пури в последние дни своей жизни снова и снова повторял слова Шримати Радхарани: айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе / матхура̄-на̄тха када̄валокйасе // хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇ / дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам — «О всемилостивый Господь! О правитель Матхуры! Когда же Я снова увижусь с Тобой? Поскольку Я не вижу Тебя, сердце Мое лишилось покоя. О возлюбленный, что Мне теперь делать?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.197).