Кто такой брахман?

(из третьего номера XXVI тома за август 1928 года)

Стих из Вед, который приводит Нилакантха в своем комментарии к «Махабхарате» (Вана-парва, 180.32), приписывает следующее признание, сошедшее с уст ведических мудрецов (риши): «Мы не знаем, кто есть брахман, а кто нет». Таким образом, то право наследственности, которое в настоящее время является единственным критерием для определения брахманического положения, категорически отрицается священными писаниями. В «Махабхарате» (Ану-парва, 143.50,51) говорится: «Ни происхождение, ни очистительные обряды или изучение Вед не являются тем определяющими факторами, что делают из человека брахмана. Необходима внутренняя предрасположенность к этому. Даже тот, кто родился шудрой, может достичь положения брахмана, если он обладает соответствующими качествами характера».

«Шримад-Бхагаватам» (11.17.10,12,13) описывает возникновение системы варнашрама. В Сатья-югу все люди принадлежали к одной варне, которая называлась хамса. В начала Трета-юги появились три раздела Вед (Риг-, Яджур- и Сама-). Вслед за этим возникли четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, каждая из которых имела свои отличительные характеристики.

Человеческий род («Шримад-Бхагаватам», 7.11.21,24) разделен на четыре варны согласно природе людей. Тот, кто уравновешен, сдержан, аскетичен, чист, умиротворен, великодушен, разумен, добр, религиозен и правдив, — брахман. Кшатрии обладают такими качествами, как героизм, доблесть, терпеливость, настойчивость, сила, жертвенность, владение собой, снисходительность, щедрость, оптимистичность и правдивость. Особые качества вайшьев таковы: преданность богам, духовному учителю и Всевышнему, готовность оказать поддержку и способствовать развитию религии, содействие удовлетворению нужд и желаний, вера в Веды, предприимчивость и искусность. Природа шудр представлена следующими характерными чертами, такими как послушание, чистота, верность в служении господину, совершение жертвоприношений без мантр, отсутствие желания отнимать богатство у других людей, правдивость, защита коров и брахманов. В Бхагавад-гите (18.41) описывается разделение на четыре варны в соответствии с доминирующими качествами (имеется в виду влияние саттвы, раджаса и тамаса). В «Махабхарате» (Вана-парва, 215.13—15) недвусмысленно говорится, что брахмана определяют единственно лишь его брахманические качества характера. В «Шанта-веда-самхите» утверждается, что Гаутама на основе этого принципа разрешил Сатьякаме проведение упанаяна церемонии, поскольку тот обладал такими отличительными качествами брахмана, как чистосердечие и прямота. В шастрах упоминается множество подобных примеров.

Некоторые люди обладают необходимыми качествами, чтобы стать брахманами, благодаря процессу ведического посвящения. Однако в Кали-югу (согласно изречению Вишнуямалы, процитированному в «Хари-бхакти-виласе», 5.3) даже в семье брахманов люди рождаются с качествами шудр и не способны обрести необходимое очищение через проведение ведических обрядов. Единственный путь для них — это метод панчаратры, поскольку все люди способны исполнять обязанности брахмана после сатвата-панчаратрик посвящения, в точности, как колокольная бронза может превратиться в золото при должной химической реакции (согласно изречению Таттвасагары, процитированному в «Хари-бхакти-виласе», 2.7). Этой цели служит посвящение, называемое дикшой, которое наделяет трансцендентным знанием и полностью разрушает весь грех (согласно изречению Вишнуямалы, процитированному в «Хари-бхакти-виласе», 2.7). «Брихад-араньяка-упанишад» (3.9,10) называет брахманом лишь того, кто, прежде чем покинуть этот мир, обрел знание об Абсолютной Истине.


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас