Эротический принцип и безраздельная преданность Богу (часть 1)

Слава Шри Гуру и Гауранге!

Предисловие

Доктор Бхандаркар, эрудированный ученый, выдвинул ложное утверждение, когда сказал, что поклонение Господу Раме более этически обосновано, чем поклонение Шри Кришне, особенно в свете Его (Кришны) любовных подвигов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что интересующиеся западные люди находят описание этого ошибочного мнения, когда пытаются понять этические ценности восточного теизма. Когда уважаемые пандиты, такие как Раджа Рам Мохан Рой или доктор Бхандаркар, совершают грубую ошибку в отношении трансцендентных деяний Шри Кришны, менее образованные и разумные люди зачастую перенимают их взгляды, пытаясь познакомиться с играми Всевышнего, Господа Шри Кришны. И поскольку на данный момент возникла насущная необходимость обосновать на английском языке благоразумность веры истинного почитателя Шри Кришны, автор этого небольшого текста приводит множество убедительных доводов, которые способны полностью утолить все запросы подлинного искателя. Он рассматривает данную тему во множестве разных аспектов, что делает понятным и ясным те спорные положения, что так легко сбивают с толку всех ревностных моралистов, мешая им принять абсолютное превосходство этого трансцендентного Героя (Шри Кришны) и Его возвышенных любовных игр. Поэтому этот текст идеально подходит для тех здравомыслящих ученых, которые хотят провести сравнительный анализ различных религиозных ценностей, основываясь на истинных принципах нравственности и морали. По мере своего изучения этой небольшой публикации, читатель, несомненно, найдет на каждой ее странице глубочайшие объяснения ранее непонятных ему духовных истин.

Автор заверяет своих читателей в том, что величайший учитель нравственности — сам Всевышний, Господь Шри Кришна Чайтанья, — предложил Свои теистические соображения высшим интеллектуальным кругам, которые являются целиком и полностью образцами нравственности. Следовательно, краткий обзор несомненно и в значительной мере будет препятствовать враждебной критике эмпириков, которые, вероятно, обрушатся на защиту, так как всегда ожидается проявление их предвзятых настроений.

Об авторе

Шрийут Ниши Канта Саньял родился в 1884 году от рождества Христова в семье знаменитого заминдара-брахмана по имени Варендра в селении Коракди бенгальского округа Фаридпур. Он закончил университет Берхампура с золотой медалью, став бакалавром искусств, а также вторым в истории индусом, получившим ученую степень магистра гуманитарных наук. Затем он работал в Куттаке (штат Орисса) профессором истории в колледже Равеншоу, а в 1937 году ушел с правительственной службы. 29 февраля 1940 года он оставил этот мир.

Ниши Канта Саньял был благословлен всем, к чему так стремятся люди этого мира: возвышенным происхождением, богатством, образованием и здоровьем. Он поистине мог гордиться каждым из своих достоинств. Обычно все это становится камнем преткновения на пути подлинной духовной жизни, однако в нем эти достоинства были посвящены лишь чистосердечному служению Господу. Будучи профессором кутакского колледжа, он привлекся проповедью Триданди Госвами Шрилы Бхакти Прадипа Тиртхи Махараджа из Шри Гаудия Матха и приехал в Калькутту, чтобы вкусить святой нектар того источника, из которого он исходит. Здесь, в Шри Бхактивинода Асане, на улице Ултадинги Джанкшен, он был благословлен величайшей удачей оказаться у стоп Шрилы Ананты Васудевы Брахмачари, ставшего впоследствии духовным главой Гаудия-миссии и известным как Его Божественная Милость Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья (108) Шри Шримад Бхакти Прасад Пури Госвами Тхакур. В течение семи дней он прилежно слушал его лекции. Так у него пропали все сомнения, он узрел ясный свет Истины и был впоследствии инициирован Шри Шримад Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Прабхупадой в 1925 году.

Он вел идеальную духовную жизнь. Его преданность Гурудеву и своим братьям в Боге не имела границ. Живя как семейный человек (грихастха), он совершал столь интенсивную внутреннюю практику, что его приводили в пример многим санньяси. Он полностью посвятил себя служению своему духовному учителю. Его образование, жалование, положение и все достоинства и качества характера были настолько отданы в распоряжение Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати, что Шрила Прабхупада однажды заметил, что он в долгу перед Шрипадом Нараянадасом Бхактисудхакаром Прабху (таково было духовное имя профессора Ниши Канты Саньяла).

Из-под пера профессора Саньяла вышло множество переводов и трудов религии Гаудия-вайшнавов. Его монументальная работа «Шри Кришна Чайтанья» известна во всем мире. В первом томе этой книги он описал лилу Шри Чайтаньи Махапрабху вплоть до Его духовного посвящения в Гайе. Под редакцией своего Гурудева он семь лет издавал журнал «The Harmonist», выходящий два раза в месяц. Представленная здесь его небольшая, всего на два десятка страниц, работа в сжатой форме дает обзор возвышенной философии любовных игр Шри Кришны, которые являются непостижимыми для эмпириков и рационалистов. Если этот текст читать в настроении искреннего вопрошания о Высшей Истине, то он поможет сохранить духовную веру от саморазрушения и даст восприятие высшего мира, дарующего душе непрестанно увеличивающееся благо.

После ухода Шрилы Прабхупады, великого учителя всего мира, в первый день 1937 года, в Гаудия-миссии наступил критический момент, который вызвал к жизни все, что было в ее последователях, — как лучшее, так и худшее. Шрипад Бхактисудхакар Прабху, прирожденный мыслитель и писатель, всегда ощущал побуждение написать последующие тома книги «Шри Кришна Чайтанья» и завершить эту работу, что принесло бы ему бессмертную славу. Однако обладая проницательным взором отважного воина и ревностного преданного, он обнаружил, что Гаудия-миссия оказалась в положении корабля, брошенного штурманом на произвол штормовых волн. Поэтому в духе великого жертвоприношения от отказался от всех своих мирских притязаний, включая славу (последнюю слабость благородного ума), добровольно посвятил себя служению и с редкостной отвагой взялся за штурвал. Он оставил преподавание в колледже и направлял корабль миссии через бушующие волны до самого последнего вздоха с рвением, проницательностью и преданностью, не имеющими аналогов в современное время. Хотя он не дал нам «Шри Кришна Чайтанью после посвящения», разжигая тем самым наше желание приблизиться к Господу, однако он одарил нас редчайшим сокровищем, что столь трудно найти в этом извращенном мире, — живым примером истинного садху, что само по себе более могущественно, чем море наставлений, поскольку сравнивается с самой легкой дорогой, ведущей к подлинному восприятию Всевышнего. Пусть же его несгибаемый дух, вечно преданный своему духовному наставнику, хранит нас от враждебного влияния этого мира, указывает нам путь в часы опасности и подавленности подобно сияющему маяку, и ведет нас в гавань вечно прекрасного и радостного служения Шри Кришне.

Ниши Канта Саньял

(магистр гуманитарных наук,
старший профессор истории колледжа Равеншоу,
Куттак, штат Орисса)
С предисловием и под редакцией
Его Божественной Милости
Ом Вишнупад Парамахамса
Шри Шримад Бхактисиддханты
Сарасвати Госвами Прабхупады
Шри Гаудия Матх,
Багхбазар, Калькутта,
17 февраля 1941 года
Саджджан Сухрид Дас Адхикари
(из шестого номера XXVI тома за ноябрь 1928 года)
Перевод на русский: Вриндавана Чандра Дас,
Ниламбари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас