Атма — различия между версиями

Материал из Saraswati
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
'''Атма''' -  в общем значении «самость». В разных значениях слово «атман» указывает на различные компоненты «я», ответственные за самосознание личности, — это душа, тело, ум и разум. Также атман может быть синонимом слова «Брахмáн» или же «Параматма» — Высшая Душа.
+
'''Атма (Атман)''' -  в общем значении «самость». В разных значениях слово «''атман''» указывает на различные компоненты «я», ответственные за самосознание личности, — это душа, тело, ум и разум. Также ''атман'' может быть синонимом слова «Брахмáн» или же «Параматма» — Высшая Душа.Упанишады утверждают: ''йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас / тасйаиш̣а а̄тма̄ вивр̣н̣уте танӯм̇ сва̄м'' («Мундака-упанишада», 3.2.3; «Катха-упанишада», 1.2.23): «Тому, кто будет избран (''вр̣н̣уте'') как достойный дара (''тена лабхйас''), Атма являет (''а̄тма̄ вивр̣н̣уте'') Свой личностный образ (''танӯм̇ сва̄м'')». В этом стихе слово «''атма''» указывает на Параматму и Бхагавана — Личность Бога. В таком же значении («Всевышний») слово «''атман''» используется в стихе «Брихад-араньяка-упанишада» (2.1.20), где Господь сравнивается с костром, а все живые существа — с искрами (''йатха̄ агнех̣ кш̣удра̄ виш̣пхулин̇га̄ вйуччарантй эвам эва̄сма̄д а̄тманах̣ <…> сарва̄н̣и бхӯта̄ни вйуччаранти)''. Кришна схожим образом высказывается в Бхагавад-гите (15.7): «Живое существо (''джӣва-бхӯтах̣'') — Моя вечная частица (''мамаива̄м̇ш́а сана̄танах̣'')».
 +
<br />
 +
<br />
 +
В гаудия-вайшнавской традиции слово «''атман''» чаще всего используют в форме «''атма''», в значении «душа». В Бхагавад-гите (7.4,5<) содержится описание материальной энергии Господа (''пракрити'') и душ, которые одухотворяют и оживляют материю (''пара-пракрити'').
 +
<br />
 +
<br />
 +
Душа — частица Брахмáна, всеохватывающего аспекта Абсолюта, качественно единая с ним: ''акш̣арам̇ парамам̇ брахма, свабха̄во ’дхйа̄тмам учйате'' (Бхагавад-гита, 8.3).
 +
<br />
 +
<br />
 +
Мудрец, достигший просветления и свободы от мира материи, осознает, что ''атман'' есть Брахман. Он ни о чем не скорбит и ничего не желает в мире рождения и смерти (18.54). Однако согласно Бхагавад-гите осознание «я един с Брахманом» (''брахма-бхӯтах̣'') — это не конец пути. Он ведет дальше — в мир преданности Всевышнему (''мад бхактим̇ лабхате пара̄м'')
 +
<br />
 +
<br />
 +
Сам Брахман и составляющие его души в общем смысле являются сиянием тела Говинды, Шри Кришны («Брахма-самхита», 40). В Бхагавад-гите (14.27) Кришна утверждает: «Несомненно, Я — основа Брахмана» (''брахман̣о хи пратиш̣т̣ха̄хам''). При более пристальном рассмотрении источником душ и сияния Брахмана следует считать Маха-Вишну («Вишну-пурана», 6.5.66–69). Согласно комментарию Шрилы Бхактивинода Тхакура к десятому стиху «Брахма-самхиты»: «Индивидуальные души, ''дживы'', излучаются как корпускулы лучей сияния, исходящего от Маха-Вишну». Силой Своего взгляда Маха-Вишну позволяет некоторому количеству душ, пребывающих в Брахмане и желающих соприкоснуться с миром материи (вследствие развития духа эксплуатации), войти в это измерение. В Упанишадах сказано: «Всевышнему некуда было бросить взгляд, и тогда Он сотворил материальный мир» (''са аикш̣ата лока̄н ну ср̣джа̄ ити'') («Айтарея-упанишада», 1.1.1). Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет: «Господь устремляет взгляд на мир материи, который оживляет его. Частицы света, которые излучает взгляд Маха-Вишну [обращенный в сторону мира материи], и есть обусловленные души («Джайва-дхарма», т. I, гл. 13). Более подробно этот процесс описан в стихах 6–21 «Брахма-самхиты».
 +
<br />
 +
<br />
 +
Душа — частица Господа, который есть ''сат-чит-ананда'' — воплощение вечности, знания (сознания) и блаженства («Брахма-самхита», 1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 6.158–160). Однако обусловленная материей душа должна пройти определенный путь, чтобы реализовать свои аспекты вечности, знания (сознания) и блаженства. Шрила Шридхар Махарадж нередко описывает душу как «частицу сознания, пребывающую в поиске счастья». Постижение трех аспектов Абсолюта («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11) приводит к познанию душой вечности, ''сат'', при постижении Брахмана, дополнительного постижения знания и всепроникающего сверхсознания, ''чит'' (включая ''сат''), при постижении Параматмы, и дополнительного блаженства отношений с Абсолютом, ''ананды'' (включая ''сат'' и ''чит''), при постижении Бхагавана. Пребывание же обусловленной души в материальном мире характеризуют как «''асат, ачит и нирананда''» — «бренное, исполненное невежества и страданий».
 +
<br />
 +
<br />
 
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/ «Бхагавад-гита. Жемчужина мудрости Востока» / Словарь имен и терминов А]}}  
 
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/ «Бхагавад-гита. Жемчужина мудрости Востока» / Словарь имен и терминов А]}}  
  

Версия 15:51, 9 октября 2015

Атма (Атман) - в общем значении «самость». В разных значениях слово «атман» указывает на различные компоненты «я», ответственные за самосознание личности, — это душа, тело, ум и разум. Также атман может быть синонимом слова «Брахмáн» или же «Параматма» — Высшая Душа.Упанишады утверждают: йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас / тасйаиш̣а а̄тма̄ вивр̣н̣уте танӯм̇ сва̄м («Мундака-упанишада», 3.2.3; «Катха-упанишада», 1.2.23): «Тому, кто будет избран (вр̣н̣уте) как достойный дара (тена лабхйас), Атма являет (а̄тма̄ вивр̣н̣уте) Свой личностный образ (танӯм̇ сва̄м)». В этом стихе слово «атма» указывает на Параматму и Бхагавана — Личность Бога. В таком же значении («Всевышний») слово «атман» используется в стихе «Брихад-араньяка-упанишада» (2.1.20), где Господь сравнивается с костром, а все живые существа — с искрами (йатха̄ агнех̣ кш̣удра̄ виш̣пхулин̇га̄ вйуччарантй эвам эва̄сма̄д а̄тманах̣ <…> сарва̄н̣и бхӯта̄ни вйуччаранти). Кришна схожим образом высказывается в Бхагавад-гите (15.7): «Живое существо (джӣва-бхӯтах̣) — Моя вечная частица (мамаива̄м̇ш́а сана̄танах̣)».

В гаудия-вайшнавской традиции слово «атман» чаще всего используют в форме «атма», в значении «душа». В Бхагавад-гите (7.4,5<) содержится описание материальной энергии Господа (пракрити) и душ, которые одухотворяют и оживляют материю (пара-пракрити).

Душа — частица Брахмáна, всеохватывающего аспекта Абсолюта, качественно единая с ним: акш̣арам̇ парамам̇ брахма, свабха̄во ’дхйа̄тмам учйате (Бхагавад-гита, 8.3).

Мудрец, достигший просветления и свободы от мира материи, осознает, что атман есть Брахман. Он ни о чем не скорбит и ничего не желает в мире рождения и смерти (18.54). Однако согласно Бхагавад-гите осознание «я един с Брахманом» (брахма-бхӯтах̣) — это не конец пути. Он ведет дальше — в мир преданности Всевышнему (мад бхактим̇ лабхате пара̄м)

Сам Брахман и составляющие его души в общем смысле являются сиянием тела Говинды, Шри Кришны («Брахма-самхита», 40). В Бхагавад-гите (14.27) Кришна утверждает: «Несомненно, Я — основа Брахмана» (брахман̣о хи пратиш̣т̣ха̄хам). При более пристальном рассмотрении источником душ и сияния Брахмана следует считать Маха-Вишну («Вишну-пурана», 6.5.66–69). Согласно комментарию Шрилы Бхактивинода Тхакура к десятому стиху «Брахма-самхиты»: «Индивидуальные души, дживы, излучаются как корпускулы лучей сияния, исходящего от Маха-Вишну». Силой Своего взгляда Маха-Вишну позволяет некоторому количеству душ, пребывающих в Брахмане и желающих соприкоснуться с миром материи (вследствие развития духа эксплуатации), войти в это измерение. В Упанишадах сказано: «Всевышнему некуда было бросить взгляд, и тогда Он сотворил материальный мир» (са аикш̣ата лока̄н ну ср̣джа̄ ити) («Айтарея-упанишада», 1.1.1). Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет: «Господь устремляет взгляд на мир материи, который оживляет его. Частицы света, которые излучает взгляд Маха-Вишну [обращенный в сторону мира материи], и есть обусловленные души («Джайва-дхарма», т. I, гл. 13). Более подробно этот процесс описан в стихах 6–21 «Брахма-самхиты».

Душа — частица Господа, который есть сат-чит-ананда — воплощение вечности, знания (сознания) и блаженства («Брахма-самхита», 1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 6.158–160). Однако обусловленная материей душа должна пройти определенный путь, чтобы реализовать свои аспекты вечности, знания (сознания) и блаженства. Шрила Шридхар Махарадж нередко описывает душу как «частицу сознания, пребывающую в поиске счастья». Постижение трех аспектов Абсолюта («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11) приводит к познанию душой вечности, сат, при постижении Брахмана, дополнительного постижения знания и всепроникающего сверхсознания, чит (включая сат), при постижении Параматмы, и дополнительного блаженства отношений с Абсолютом, ананды (включая сат и чит), при постижении Бхагавана. Пребывание же обусловленной души в материальном мире характеризуют как «асат, ачит и нирананда» — «бренное, исполненное невежества и страданий».

— Книга «Бхагавад-гита. Жемчужина мудрости Востока» / Словарь имен и терминов А

Красивая ссылка на страницу Атма

http://saraswati.pro/wiki/Atma