Веды

Материал из Saraswati
Перейти к: навигация, поиск

Веды — 1. В узком смысле слова — четыре сборника мантр и указаний по проведению ритуалов, обращенных преимущественно к богам материального мира (Индре, Соме, Варуне). Это «Риг-веда» («Веда прославлений»), «Сама-веда» («Веда песнопений»), «Яджур-веда» («Веда жертвоприношений») и «Атхарва-веда» («Веда заклинаний»). Существует также термин «Триведа» (употребляемый в Бхагавад-гите), т. к. считается, что «Атхарва-веда» возникла, когда были собраны остатки трех главных Вед.
Проведение жертвоприношений, описанных в четырех Ведах, затруднительно в нашу эпоху всеобщей деградации (Кали-югу) и не дает должных результатов, т. к. способность жрецов к мистической концентрации невелика. Для Кали-юги предписана санкиртана-ягья — почитание Высшего Существа посредством воспевания Его Святого Имени. «Шримад-Бхагаватам» провозглашает: «Среди множества пороков и несовершенств эпохи Кали существует одно великое достоинство: воспеванием Имени Кришны живые существа освобождаются от власти мира материи и достигают духовной обители Господа. Все, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается воспеванием Имени Всевышнего» (12.3.51,52).

В Бхагавад-гите в ряде мест осуждаются последователи «трех Вед» и содержатся призывы перенести внимание с богов материального мира на вечный мир Всевышнего. В стихах 2.42–44 сторонники мирских ритуалов Вед названы «лишенными мудрости», сказано, что «их сердца полны вожделения». В стихе 2.45 Кришна утверждает, что предмет Вед — это мир материи, сфера трех гун, — и призывает погрузиться в измерение духа (ниргуна). В стихе 6.44 Кришна объясняет, что тот, кто просто интересуется надмирной мудростью йоги, превосходит последователей Вед. В стихах 9.20 и 9.21 объясняется: «Так, становясь жертвами собственного вожделения, последователи мирских ритуалов трех Вед обретают лишь вечное скитание в мире рождений и смертей».
Сокровенная цель Вед — постижение всепривлекающего Абсолюта, Кришны. В пятнадцатой главе Бхагавад-гиты Кришна провозглашает: «Цель всех Вед — познать Меня» (15.15). Схожее утверждение содержится в «Шримад-Бхагаватам» (10.47.61): мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м: «Веды пребывают в поиске Шри Кришны».

2. В широком смысле Веды — все священные писания, созданные Шрилой Вьясадевом и другими мудрецами древности, проживавшими на территории Индии, а также их концептуальными преемниками — учителями более поздних времен. С академической точки зрения — «священные писания индуизма». Во втором, широком значении слово «ведическое» является синонимом понятия «апаурушея» — «нечеловеческое», т. е. истина откровения, не имеющая отношения к миру смертных.
Распространенной является следующая классификация: (1) шрути («то, что услышано»). Большая часть этих писаний — это утверждения обрядового или философского содержания, которые следует просто принять на веру, без объяснений, как откровения мудрецов, постигших истину. Их интонация — императивная. К шрути относятся четыре Веды и Упанишады («беседы с мудрецами»). (2) Смрити («то, что запомнено») — тексты, составленные мудрецами на основе их понимания Вед. Это эпические произведения, которые знакомят с духовной мудростью, приводя различные назидательные примеры и рассказывая истории. Их интонация подобна дружескому совету. К смрити относятся Итихасы (дословно «ити-ха-са» значит «это происходило так»): эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также Пураны («древние сказания») — летописи Вселенной, повествующие о деяниях и учении царей, святых, богов и аватаров. (3) Ньяя («упорядоченное логически»). Это тексты, в которых философия излагается логическим и последовательным образом. К этой категории относится «Веданта-сутра». (4) Упаведы («второстепенные знания»). Древние прикладные знания, такие как медицина (аюрведа) или архитектура (стхапатья-веда), также именуются ведическими (см., например, «Шримад-Бхагаватам», 3.12.38).
Широкое понимание слова «ведический» представлено в ряде священных писаний. В «Брихад-араньяка-упанишаде» (2.4.10) шрути и смрити именуются «дыханием Верховного Существа». В «Чхандогья-упанишаде» (7.1.4), «Сканда-пуране» (5.3.1.18) и «Шримад-Бхагаватам» (3.12.36–39) разнообразные писания, такие как «Махабхарата» и Пураны, именуются «пятой Ведой». Подробно тема ведической литературы и «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пураны») как «зрелого плода ведического знания» рассматривается в «Таттва-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами. В информационном пространстве СНГ слова «Веды» и «ведический» употребляются чаще всего во втором значении, в широком смысле слова.
См. также: «Атхарва-веда» ,Брахма (второе значение), Веданта, «Веданта-сутра» , Гаятри, Деванагари, Итихасы, Пураны, «Риг-веда» , «Сама-веда» , Санскрит, Смрити, Три Веды, Упанишады, Шабда-брахман, Шлока, «Шримад-Бхагаватам» , Шрути, «Яджур-веда» .

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов: В

Красивая ссылка на страницу Веды

http://saraswati.pro/wiki/Vedy