Дхьяна-йога

Материал из Saraswati
Перейти к: навигация, поиск

Дхьяна-йога (Аштанга-йога) — медитативная (дхьяна) йога, состоящая из восьми компонентов (ашта-анга). Древняя практика обуздания чувств, постижения души и Высшей Души посредством медитации и концентрации, описанная в шестой главе Бхагавад-гиты. Классический текст данной системы йоги — «Йога-сутры» Патанджали (II в. до н. э.).

Восемь составляющих этой йоги таковы: (1) яма — нравственное поведение во внешнем мире; (2) нияма — внутренняя чистота и самоконтроль; (3) асана — объединение ума и тела благодаря физическим упражнениям; (4) пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством дыхательных практик; (5) пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами; (6) дхарана — концентрация, целенаправленная сосредоточенность ума; (7) дхьяна — созерцание, медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи); (8) самадхи — блаженное осознание души как частицы Брахмáна или Параматмы, Высшей Души.

Фундаментом этой практики являются высокие нравственные требования (яма и нияма) к кандидату, включающие такие принципы, как ненасилие, в том числе вегетарианство (ахимса), правдивость (сатья), нестяжательство (апариграха), скромность (сантоша) и самодисциплину (тапас). Также подчеркивается необходимость продолжительной медитации в уединенном месте и соблюдение целибата (брахмачарья) (Бхагавад-гита, 6.13,14). Без следования этим принципам развитие психических сил может приводить к деградации и разрушению, а не к прогрессу личности.

В отличие от современного подхода, когда асаны и пранаяма нередко выполняются лишь ради оздоровления, в древних текстах сделан акцент на связь йоговской практики со служением Господу. Один из принципов ниямы, согласно Патанджали, это ишвара-пранидхана («Йога-сутры», 2.1; 2.32): «посвящение жизни и трудов Всевышнему» (с этого начинается вторая глава «Йога-сутр», «Практика йоги»). Бхагавад-гита (6.47) также утверждает: «Лучший из йогов тот, кто предался Мне и непрестанно помнит обо Мне. Исполненный веры в наставления богооткровенных писаний, он служит Мне с любовью». Согласно «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 24.83) наибольшее достижение, доступное для дхьяна-йогов — это созерцание Параматмы, Высшей Души, в сердце. Восприятие мира йогом, достигшего этого уровня, описано в стихах 6.29–31 Бхагавад-гиты.

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» упомянуты два типа дхьяна-йогов: сагарбха и нигарбха (Мадхья-лила, 24.154–164). Сагарбха-йоги медитируют на Вишну, созерцая с преданностью Высшую Душу в сердце. Подробно эта медитация описана во второй главе второй песни «Шримад-Бхагаватам», — «Господь в сердце», и в двадцать восьмой главе третьей песни «Шримад-Бхагаватам». Также эта медитация упоминается в восьмой главе Бхагавад-гиты, в стихах 8-15. Те, кто с преданностью медитирует на Параматму, достигают обители Господа Вишну, планет Вайкунтхи. Согласно комментарию Баладева Видьябхушана к стиху 6.31 Бхагавад-гиты, йоги, достигшие совершенного созерцания Параматмы, обретают освобождение под названием «самипья», возможность постоянного пребывания рядом с Господом Вишну и общения с Ним на Вайкунтхе.

Если же йог лишен бхакти и следует медитации нигарбха, то высшая форма освобождения, которой он может достичь — это слияние с Брахманом (саюджья). Обе упомянутые категории дхьяна-йогов относятся к категории шанта-бхакт, т. е. тех, кто довольствуется пассивным созерцанием надмирной Реальности (шанта-раса) («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.164). В «Шримад-Бхагаватам» (10.87.23) олицетворенные Веды прославляют бхакти, преданность Господу следующим образом: «Демоны-враги Кришны, погибшие от Его руки, и йоги, упорно практикующие медитацию, достигают одного и того же результата — освобождения в Брахмане. Тогда сколь же возвышенна судьба преданных Господа!»

— Книга "Словарь имен и терминов"/ А

Красивая ссылка на страницу Дхьяна-йога

http://saraswati.pro/wiki/Dhyana-ioga