Разум

Материал из Saraswati
Версия от 06:33, 5 мая 2017; Sbd (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Затем существует способность суждения, разума. Какова природа этого начала, этой функции? Разум — нечто, присутствующее во мне, я могу соприкоснуться с этим началом, явлением непосредственно.

— Аудио Жемчужины духовной мудрости / Источник сознания внутри, а не вовне нас

Красивая ссылка на страницу Разум

http://saraswati.pro/wiki/Razum

Партха, благостный разум различает праведное и дурное, то, что следует делать и чего не следует, то, чего следует опасаться и чего бояться не нужно, то, что порабощает душу и что ведет ее к освобождению.

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Глава 18. Мокша-йога. Йога освобождения / Текст 30

Буддхи — разум; способность к вынесению суждений. Разум строит планы, взвешивает и оценивает, он принимает решения. Буддхи предупреждает: «Ум (манас) постоянно желает наслаждаться, но это вызовет дурные последствия, и не следует делать этого».

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов: Б

Мы совершенно не хотим сказать, что разум — это глупый, никчемный принцип. Наоборот, мы утверждаем, что мы — лучшие приверженцы разума. Мы придерживаемся мнения, что превосходство человека над всеми другими созданными творениями состоит именно в наличии этого благородного дара — разума. Мы также придерживаемся мнения, что у человека есть и другой дар, независимый от этого благородного принципа, имя которому — любовь. Разум помогает любви достичь своего предназначения в духовном мире. Когда же человек ставит перед собой другие цели, нежели достижение Господа, его любовь может деградировать и обратиться вожделением к женщине, или тягой к вину, мясу и золоту. Однако разум советует ей возвыситься и достичь высших сфер бытия. Мы приходим к тому, что разум помогает любви, а не создает ее. Более верно назвать разум слугой любви, поскольку он всегда должен подчиняться ей во всех ее надеждах и святых устремлениях.
Рационалисты же считают, что разум — это все и вся. Такова деградация человечества! С другой стороны, прогрессивные рационалисты также верят в принцип любви, но пытаются сделать ее служанкой разума! Это чудовищное заблуждение! Пытаться поместить духовную любовь в темницу разума! Любовь желает парить на своих духовных крыльях там, где этот тюремщик (разум) не может даже ступить, в то время как последний хочет связать ее крылья из страха, что она отправится в недостойное место! Любовь произносит духовные звуки, раскрывающие ее уникальность и самобытность, а разум, не имея такого опыта, ошибочно принимает это за болезнь и «прописывает ей лекарства» для скорого выздоровления! Такова внутренняя природная сила царицы нашей души, ослабленная внешним и притворным управлением этого сухого принципа (разума), и она томится в нас подобно птице, посаженной в клетку! Увы! Какое опустошение может создать разум, когда злоупотребляет своей силой!

— Журнал The Harmonist XXVI-02 / Храм Господа Джаганнатха в Пури

Разум есть способность человека различать между хорошими и дурными наклонностями; и разум бывает двух типов — сосредоточенный и рассеянный, “многоветвистый”. Существует лишь один тип сосредоточенного разума и бесконечное множество видов “многоветвистого”. Как сказано в “Бхагавад-гите” (2.41):

вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхир экеха куру-нандана
баху-ш́а̄кха̄ хй ананта̄ш́ ча буддхайо ‘вйаваса̄йина̄м

“Вставшие на духовный путь тверды в намерениях, и цель их единственна. О любимый сын Куру, многоветвист разум нерешительных”. Беспокойства, связанные с вожделением, с желанием достичь небесных планет, с напряженной работой ради большего наслаждения и богатства, так же как и неверие в духовный мир, возникают в многоветвистом разуме рассеянных, забывших об истинной цели людей.

— Книга Бхактья-лока / Шесть пороков – врагов бхакти / Лаулья - Чрезмерные волнения, или жадность

Следует понимать, что люди обладают двумя видами разума. Способность различать между полезным и вредным во исполнение запросов ума называется мирским разумом; разум, позволяющий различать между хорошим и дурным по велению души, известен как духовный.

— Книга Бхактья-лока / Шесть пороков – врагов бхакти / Лаулья - Чрезмерные волнения, или жадность