Бхагавад-гита

Материал из Saraswati
(перенаправлено с «Bhagavad-gita»)
Перейти к: навигация, поиск

<customcanonicallink href="http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita/"></customcanonicallink>

Бхагавад-гита

«Бхагавад-гита» — «Песнь Бога» (Бхагавана). Знаменитая беседа Шри Кришны с Его преданным Арджуной, состоявшаяся перед началом битвы на Курукшетре. В ней раскрывается суть духовного знания и высшим совершенством души провозглашается преданность (бхакти). Входит в шестую книгу «Махабхараты» , хотя издается и читается как самостоятельное произведение.

— Книга Шри Чайтанья Бхагавата / "Словарь имен и терминов" / Б

Красивая ссылка на страницу Бхагавад-гита

http://saraswati.pro/wiki/Bhagavad-gita

Бхагавад-гита — олицетворение мудрости Вед

Бхагавад-гита — одно из самых известных и древних духовных писаний, известных человечеству. Эта книга входит в состав крупнейшей индийской эпической поэмы, «Махабхараты», являясь олицетворением не только ее философской сути, но и всей мудрости Вед. На поле битвы, стоя в колеснице между двумя армиями, аватар Кришна раскрывает Своему другу Арджуне науку о душе, Абсолюте и мироздании. Выбор места для беседы не случаен, ведь поле боя — это символ жизни человека в мире, где постоянно идет борьба между истиной и заблуждениями, добром и злом. Мудростью и глубиной идей Бхагавад-гиты восхищались Гессе и Толстой, Эйнштейн и Ганди. Наставления этого произведения, несмотря на древность, актуальны и по сей день для каждого, кем бы он ни был и чем бы ни занимался. Бхагавад-гиту называют «индийской Библией» и «энциклопедией йоги». В ней описаны основные системы йоги, законы кармы (сотворения судьбы) и реинкарнации (перевоплощения души в различных телах). Она повествует о разных состояниях сознания и материи, знакомит читателя с ведической космологией, рассказывает об иерархии ведических писаний.

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Предисловие от издателей

Гита — компас, дарованный Господом

...На протяжении многих веков Гиту изучали и комментировали представители различных богословских школ. В основном, их можно отнести к одной из двух доктрин: школе майявады, возглавляемой Шанкарой (философия этой школы близка к буддизму), и школе Шри Чайтаньи, которая провозглашает смыслом жизни обретение любви к Богу — премы. Школа Шри Чайтаньи, фундаментом которой являются такие священные писания, как Бхагавад-гита и «Шримад-Бхагаватам», не отрицает существования Брахмáна — духовного измерения, которого стремятся достичь последователи Шанкары. Но наивысшим достижением она провозглашает не освобождение от мира материи, а обретение вечных отношений с Господом, основанных на бхакти, самозабвенной преданности. Бхагавад-гиту без преувеличения можно назвать антологией различных видов духовного мировоззрения или энциклопедией разных систем йоги. Но все же Бхагавад-гита больше чем энциклопедия. Искренний и вдумчивый читатель сможет проследить на страницах этой книги путь восхождения души. Уже с первых глав это древнее писание открывает нам, что душа (атма) полностью отлична от мира материи. Гита объясняет, что лишь иллюзорное отождествление себя с телом погружает бессмертную искру сознания, душу, в бездну невежества. Она повествует о том, как обрести вечное положение в мире красоты и гармонии. Великий вайшнавский учитель и публицист, Шрила Бхактивинод Тхакур утверждает, что истину невозможно утратить — ее можно только забыть. Бхагавад-гита — прекрасное произведение, способное указать нам путь пробуждения и преображения. Благодаря Гите мы сможем постичь, что весь материальный мир — это множество взаимосвязанных планов бытия, на каждом из которых можно провести миллионы жизней. Но на пути эволюции личности они — всего лишь ступени к духовному самосознанию и богопознанию. Если бы не было Бхагавад-гиты, мы могли бы вечно бродить по этим планам бытия, словно участники сложной компьютерной игры, не имеющие подсказки, куда идти дальше. Гита — величайший компас, дарованный Господом Кришной человечеству, благодаря которому можно совершить путешествие из мира смерти в мир вечного сознания. А магнит, который неизменно притягивает стрелку, указывая путь к совершенству, — это бхакти, преданность и любовь. На метафизическом компасе Гиты указаны и другие ориентиры, такие как мирская деятельность, медитативная йога или культивирование знания. По этой причине ее учение актуально для столь разных духовных школ. Но сам Шри Кришна неоднократно утверждает на страницах Гиты, что только божественная любовь и красота способны спасти мир...

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Бхагавад-гита от Шанкары до Чайтаньи

Комментарии Гиты

Среди ведических писаний Упанишады («беседы с мудрецами») почитаются как образец чистого духовного мышления, неоскверненного мирскими интересами, мудрости «не от мира сего». Однако послание Бхагавад-гиты превосходит даже откровения Упанишад, являя новые глубины духовной Реальности. В подборке стихов, известной как «Медитация на Гиту» («Гита-дхьянам») содержатся строки, которые подчеркивают уникальное положение этого произведения: «Олицетворенные Упанишады подобны корове, а Господь Шри Кришна доит ее. Арджуна — теленок, а нектар Шри Гиты — молоко. И добродетельные преданные Господа пьют это молоко, наслаждаясь им» («Гита-дхьянам», 5). В этом стихе нашла отражение древняя традиция, согласно которой Гиту прославляют как суть всех Упанишад, квинтэссенцию мудрости Вед.

Нередко европейский читатель знакомится с Бхагавад-гитой без комментариев, изучая лишь академический перевод. Однако согласно ведической системе передачи духовного знания переводчики Бхагавад-гиты должны принадлежать к определенной богословской традиции (сампрадае) и цепи ученической преемственности (парампаре), в которых знание передается из поколения в поколение, от учителя к ученику. Этот метод описан в самой Бхагавад-гите, в четвертой главе, посвященной обретению духовного знания. Лишь благодаря такому подходу можно постичь глубинный смысл Гиты. Не менее важны и комментарии. Различные философские школы Индии продолжают до сих пор изучать Гиту, и, в процессе самого изучения, постоянно ее комментировать. Таким образом поддерживается главный принцип существования Гиты как носителя живого духовного знания, а не свода мертвых религиозных законов. Два основных направления, к которым принадлежат комментаторы Гиты, — это имперсоналисты, стремящиеся к растворению в безличном (имперсональном) аспекте Абсолюта (Брахмáне), и персоналисты, стремящиеся обрести вечные отношения с личностным Богом (Бхагаваном). Наиболее яркий представитель школы имперсоналистов — проповедник учения адвайты («недвойственности», тождества души и Абсолюта) — Шри Шанкара (VIII в.). Наибольшее внимание в учении Шанкары уделено освобождению из мира рождения и смерти благодаря слиянию с Брахманом, которое предполагает утрату личностного существования. Другим пунктом является учение об иллюзорности окружающего мира (виварта-вада). Бытие Брахмана провозглашается единственной реальностью, а все мироздание, индивидуальное существование души и личностная концепция Абсолюта — иллюзией.

Выдающийся богослов и учитель Рамануджа (XII в.) выступил убедительным оппонентом Шанкары, указав на личностный аспект Абсолюта (Бхагаван) как вечную Реальность, источник Брахмана и цель духовного пути. Сам Кришна утверждает в Бхагавад-гите (14.27): «Я основа Брахмана». Он называет Себя Высшей Личностью (Пурушоттамой), превосходящей не только бытие обусловленных материей душ (кшара), но и бытие Брахмана (акшара) (Гита, 15.18). В отличие от Шанкары, говорящего об иллюзорности индивидуального существования, Рамануджа провозгласил реально и вечно существующими мироздание, индивидуальность души (Гита, 15.7) и личностную природу Абсолюта. Начиная с Рамануджи, в персоналистских школах возникает понимание вселенной как преобразования энергии Всевышнего (шакти-паринама-вада). Это означает, что материальный мир понимается персоналистами не как иллюзия, а как реальность, хотя не высшего порядка: как тень или отражение духовного мира. Иллюзия же (майя) — это неверное понимание, «прочтение» окружающей нас действительности: восприятие человека, а не Господа в качестве ее абсолютного центра. Пример просветленного восприятия мира — ведический афоризм «ишавасьям идам сарвам» (Иша-упанишада, 1): «Все исходит из Господа и принадлежит Ему» — таков взгляд пробужденных душ, освободившихся от влияния майи.

В завершающей главе Гиты (18.66) Шри Кришна провозглашает: «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем». Шанкара называл этот стих «словами, содержащими суть всех ведических писаний» (сарва-веданта-сара-вихитами вактавйам). Последователи же Рамануджи рассматривали эту строфу как чарама-шлоку, стих, обобщающий смысл всей книги.

В X веке тамильский святой Ямуначарья разделил Бхагавад-гиту на три части, по шесть глав в каждой: карма-канду, принципы деятельности ради духовного возвышения (1–6 главы), упасана-канду, обретение качеств и понимания для поклонения Всевышнему (7–12 главы), и гьяна-канду, духовное понимание мироздания и его законов (13–18 главы). Имперсоналистов больше интересуют карма-канда и гьяна-канда: деятельность, не ведущая к порабощению материей, и постижение мира посредством одухотворенного разума. Тогда как персоналисты рассматривают просветленный разум лишь как шаг к постижению природы взаимоотношений между душой и Богом, их в большей степени интересует упасана-канда. Согласно их взгляду, подобно двум листьям, первые и последние шесть глав Гиты скрывают цветок преданности Всевышнему, пребывающий в ее центре.

В XIV веке комментатор Шридхар Свами выделяет в Бхагавад-гите чатур-шлоку, «четыре основополагающих стиха». Комментируя стих 10.8, он пишет: «Господь являет сокровенное знание о Своей абсолютной силе и славе в этом и следующих трех стихах». Концепция чатур-шлоки была принята и развита выдающимися последователями Шри Чайтаньи (1486–1534) — гаудия-вайшнавскими богословами Вишванатхом Чакраварти (1626–1708) и Баладевом Видьябхушаном (XVIII в). В XIX веке их труды переиздал, сопроводив собственными дополнительными комментариями, святой, поэт и проповедник Шрила Бхактивинод Тхакур (1838–1914). Все они создали оригинальные комментарии на четыре ключевых стиха Гиты.

Автор предлагаемых читателю комментариев — Свами Бхакти Ракшак Шридхар (1895–1988). Он был в состоянии постигать и являть миру скрытые смыслы Гиты, поскольку бескомпромиссно следовал линии мысли великих учителей своей школы, таких как Баладева Видьябхушан, Вишванатх Чакраварти и Шридхар Свами. Отдавая дань предыдущим комментаторам, следуя в русле их объяснений, он открывает новые глубины понимания Бхагавад-гиты, суть учения которой — чистая любовь к Богу, према, не смешанная ни со знанием, ни с деятельностью.

В своих оригинальных комментариях Свами Б. Р. Шридхар доказывает, что его великие предшественники не случайно выделили чатур-шлоку, четыре главных мистических стиха. В них скрыто семя чистой любви к Богу, кришна-премы, которую гаудия-вайшнавы, последователи Шри Чайтаньи, обретают по милости шуддха-шакти, божественной Энергии Кришны. Призыв принять прибежище не в Источнике, а в Его Энергии мы находим в самой Бхагавад-гите (9.13), в главе «Тайное сокровище преданности». Но в полной степени постичь смысл этих строк можно лишь соприкоснувшись с учением Шри Чайтаньи и Его последователей.

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Комментаторская традиция

Суть наставлений Бхагавад-гиты

Кришна говорит Арджуне в Бхагавад-гите (2.47.):

карман̣й эва̄дхика̄рас те

ма̄ пхалеш̣у када̄чана
ма̄ карма-пхала-хетур бхӯр

ма̄ те сан̇го` ств акарман̣и

«Полностью сконцентрируйся на исполнении своих обязанностей, а не на результате своей работы. Результат идет ко Мне; вся ответственность идет ко Мне». Таковыми являются более высокие соображения. Генералы говорят: «Марш! Вперед! Туда! Вы должны идти. Вы являетесь моими солдатами; что бы я ни сказал вам, вы должны сделать. Вы можете умереть, и затем может прийти победа; это вас не касается. Вы солдаты; многие из вас могут быть убиты, но страна в целом останется в выигрыше». Таким образом, так много важных жизней может быть принесено в жертву. И, будучи солдатами, мы не имеем права думать о том, обретем мы или потеряем что-нибудь в будущем. Мы должны очень серьезно принимать во внимание две вещи. Мы не должны думать, что если мы не можем наслаждаться плодами своего труда, то тогда нет никакого смысла выполнять работу. В то же самое время, нам не следует думать, что мы должны иметь какую-то долю в плодах. Помня об этом, мы должны продолжать совершение своих обязанностей перед Кришной. Такова преданность, и таков смысл Бхагавад-гиты. Бхагавад-гита говорит: «Ты не можешь изменить свое окружение. Если ты желаешь обрести мир, то ты должен привести себя в гармонию со своим окружением». Самая суть наставлений Бхагавад-гиты обнаруживается здесь: старайся приспособиться к своему окружению, потому что ты не являешься господином того, что тебя окружает. Вся твоя энергия должна быть направлена на изменение самого себя, а не внешнего мира. Таковым является ключ к успеху в духовной жизни. Бхакти не зависит от окружения или от взаимоотношений с другими людьми. Оно является ахайтуки апратихата. Ничто не может воспрепятствовать этому потоку, кроме нашего собственного эго. Я являюсь своим собственным величайшим врагом.

уддхаред а̄тмана̄тма̄нам̇

на̄тма̄нам аваса̄дайет
а̄тмайва хй а̄тмано бандхур

а̄тмайва рипур а̄тманах̣

«Мы можем возвысить или привести к деградации самих себя. Мы являемся своими собственными лучшими друзьями или злейшими врагами». Никакая внешняя сила не может воспрепятствовать нам в том случае, если мы искренни. Конечно же, для начинающих существует некая проблема благоприятного окружения для духовного развития, но даже это также зависит от состояния их искренности, или сукрити: на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чит дургатим та̄та гаччхати. В данном случае Кришна дает следующую гарантию. Он говорит: «Я буду здесь для того, чтобы заботиться о тебе в любой не благоприятной ситуации. Я знаю все. И Я также являюсь всемогущим. Итак, если кто-нибудь следует по направлению ко Мне, Я буду заботиться о нем». И это также можно видеть из истории, в случаях с Дхрувой, Прахладой, и со столь многими другими личностями. Искренность является непобедимой. Даже препятствия могут улучшить наше положение в том случае, если мы сможем относиться к ним правильным образом. С более высокой точки зрения можно увидеть, что все приходит к нам на помощь

— Книга Любовный поиск потерянного слуги / Глава 2. Окружение / Бхагавад Гита