Агрессия Кришны - это Его служени

Преданный: О Шриле Бхактивиноде Тхакуре говорится, что до поклонения Чайтанье Махапрабху он испытывал сильную склонность к Рамачандре.

Шрила Шридхар Махарадж: Кто?

Преданный: Бхактивинод Тхакур.

Шрила Шридхар Махарадж: К Рамачандре?

Преданный: Да, до того, как прочитал «Чайтанья-чаритамриту».

#00:00:22#

Шрила Шридхар Махарадж: Я тоже был склонен [к Рамачандре], поскольку меня привлекала щедрая, великодушная природа. Кришна — «черная дыра», потребитель, трудно иметь дело с таким персонажем. Но Рамачандра великодушен, Махапрабху великодушен, Радхарани великодушна. Кришна поглощает, Кришна потребляет, Он потребитель. Для людей определенного склада трудно иметь дело с такого рода персонажем.

#00:01:26#

Преданный: Вы сами, Махарадж, склонны к Рамачандре или другим личностям?

#00:01:55#

Шрила Шридхар Махарадж: Звезда Кришны — Рохини — это моя садхака. Моя звезда другая — такая же, как у Рамачандры. Звезда Кришны — это средство, ведущее к цели, а звезда Махапрабху — Радхарани — моя сампада, мое богатство. Я удовлетворен Им. Величие Кришны рассматривается в Бхагавад-гите, в «Бхагаватам». Он — Сваям Бхагаван, Центр всего. Особенно Гита привлекла меня к Нему, а Махапрабху поддержал это, сохранил. Он хранитель. Он заботится о том, чтобы не возникли беспокойства, чтобы ничто не было утрачено. Он хранитель.

#00:03:09#

Радхарани же превыше всех. Цель моей жизни — однажды обрести служение Ей. Кришна привлекает, а Махапрабху охраняет. Особенно благодаря Гите мы можем понять положение Кришны. Кришна находится в центре, Кришна превыше всего. Сарва-дхарма̄н паритйаджйа1. Он выше йоги, гьяны, кармы. «Я центр», — провозглашает Он. Махапрабху же приходит, чтобы сохранять это богатство. А Радхарани — высочайшая цель жизни. Если когда-нибудь, в какую-либо эпоху, какой-либо день, я сумею обрести служение Ей, да будет так.

#00:04:34#

Первый сын моей матери умер, я был вторым. Мне дали рама-кавачу, защитный амулет, специальный оберег для детей. Он был дан моей матери, а потом уже я родился. Мой отец ежедневно читал эту рама-кавачу и многие другие мантры. Также была написана картина «Рама, Сита и Хануман». В детстве я испытывал влечение к этой стороне. Не могу сказать, что к Кришне я испытывал особое влечение, но когда я пришел к Махапрабху, тогда мое влечение к Рамачандре ослабло. И естественно благодаря Махапрабху возникло влечение к Радха-Кришне. Внешне сначала я испытывал некоторую апатию к лиле Вриндавана, но благодаря Махапрабху у меня не осталось сомнений.

#00:06:16#

Когда читали «Бхагаватам» в месяц Картика, иногда мы присутствовали и слушали. Слушая «Бхагаватам», мы переживали нечто мистическое, нечто величественное, сладостное, таинственное, возвышенное — такова концепция истины «Шримад-Бхагаватам». Среди всех писаний тон «Шримад-Бхагаватам» носит наиболее императивный характер. Это последнее произведение Вьясадевы в форме повеления превосходит советы иных шастр. Авторитетный, безапелляционный тон «Бхагаватам» наиболее властен по сравнению с тоном иных писаний. Это богооткровенные истины, сокрушающие все иные мысли и перспективы.

Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

#00:07:58#

Преданный: Махарадж, Шрила Бхактивинод Тхакур, как вы только что выразились, испытывал влечение к стороне великодушия, и вас в детстве интересовал Рамачандра…

#00:08:11#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, сначала меня интересовал Рамачандра.

Преданный: И сейчас мы видим в вас это качество великодушия.

#00:08:22#

Шрила Шридхар Махарадж: Оно есть, но существует великодушие и более высокой природы. На первый взгляд, при поверхностном рассмотрении, в характере Кришны обнаруживается склонность к эксплуатации. В действительности это не так. Однако это трудно понять.

#00:08:53#

То, что на поверхности предстает агрессией в характере Кришны, в действительности не является таковой.

Преданный: Высшее великодушие.

#00:09:14#

Шрила Шридхар Махарадж: Это своего рода служение. На высшем уровне отсутствует темперамент эксплуатации, его нет. Таковы мои представления. Там все пребывает в настроении служения. И то, что поверхностно воспринимается как агрессия, не есть агрессия в подлинном смысле слова. Агрессия ожидается теми, кто является жертвой агрессии. Такого рода дух агрессии ожидается, но это не есть агрессия.

Харе Кришна!

#00:10:06#

Это нечто, что выглядит как агрессия, но имеет иную природу. Агрессия подразумевает ущемление прав другой стороны. Однако в кришна-лиле не так: эта другая сторона желает ущемления прав, это разновидность служения. На поверхности агрессия, но в глубине — служение, не есть нечто нежеланное.

Харе Кришна! Харе Кришна!

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Нитай-Гаура!

Переводчик: Муралишвар Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 [Шри Кришна сказал Арджуне:] сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа — «Оставь все виды долга и прими прибежище лишь во Мне» (Шримад Бхагавад-гита, 18.66; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.63).