Онтология панча-таттвы

Ученик: Гуру Махарадж, не могли бы вы объяснить онтологические различия между ипостасями Панча-таттвы?

Шрила Шридхар Махарадж: Да, между ними существует определенное различие. Махапрабху — центральная фигура, Шри Чайтаньядев. Он — Кришна в настроении Радхарани. Рядом с Ним Гададхар, от которого Махапрабху и взял это чувство. Гададхар — словно факсимиле, внешняя формальная копия. Он находится рядом подобно человеку, которого обокрали. Он пуст, у него ничего нет. С опустошенным сердцем Гададхар стремится только к одному Махапрабху, который похитил его сердце.

#00:01:25#

Нитьянанда Прабху играет роль Баларамы. Из Баларамы исходит все остальное: ватсалья-раса, сакхья-раса и так далее. Шривас Пандит олицетворяет собой преданного, обычного преданного. Адвайта Прабху представляет Господа. Он представляет Бхагавана, который отвечает за весь материальный мир, — Каранарнавашайи [Вишну].

#00:02:05#

[Санскрит.] Один на сотни тысяч. Столь нелегко найти совершенного вайшнава! Истинный вайшнав очень редок — судурлабха. Когда истинное, главное усиливает свое влияние, влияние второстепенного ослабевает. Когда же истинное скрывается, то второстепенное, несомненно, будет брать верх.

#00:02:43#

Так или иначе, в целом таково сознание Кришны. Во время войны можно одерживать много побед и терпеть много поражений. Как правило, тот, кто одерживает победу, приобретает что-либо. Но он также вынужден и претерпеть множество потерь. Те, кто выходит победителями в войне, также вынуждены многое утратить.

#00:03:21#

Адвайта Прабху — посредник, связной. Он призывает Махапрабху в этот мир для спасения джив. Он также устраивает все необходимое для проповеди Махапрабху, чтобы дживы обрели благо. Для этого Он приглашает Махапрабху в этот мир. Сам Он тоже помогает Махапрабху проповедовать наму (Святое Имя Господа) для полного спасения этого материального мира.

#00:04:04#

Итак, Махапрабху, Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху, Гададхар Пандит и Шривас — это Панча-таттва. Есть люди, которые вместо Шриваса Пандита пятым поставили Нарахари Саракара Тхакура. Это направление «Чайтанья-мангалы». Их можно причислить к гауранга-нагаре. Им не нравится видеть Махапрабху в качестве санньяси, ведь Он сам Кришна. Нарахари Саракар Тхакур задает этот вопрос Махапрабху: «Кто Ты? Кто Ты в этом обличье санньяси? Разве Ты не тот же самый охотник за гопи во Вриндаване? Неужели теперь Ты стал садху (святым)? Раньше Ты охотился за гопи, а теперь пришел в образе святого? Я знаю Тебя. Я знаю Тебя очень хорошо».

#00:05:21#

Таким образом, они больше склонны к вриндавана-лиле, чем к навадвипа-лиле. Среди сакхи во Вриндаване некоторые сакхи больше склонны к Радхарани, другие больше склонны к Кришне, а иные занимают промежуточное положение. Точно так же в отношении гаура-лилы [навадвипа-лилы] и вриндавана-лилы. Некоторые преданные больше склонны к Вриндавану. Им не нравится санньяса Махапрабху. Но другие больше склонны к навадвипа-лиле. Иные же занимают положение посередине. Таким образом, существуют различные представления и идеи.

#00:06:05#
малла̄на̄м аш́анир нр̣н̣а̄м̇ нара-варах̣ стрӣн̣а̄м̇ смаро мӯртима̄н1

Одно и то же явление рассматривают и воспринимают по-разному, согласно своей природе и способностям.

#00:06:25#

Однако здесь возможно сравнение, сравнительный анализ.

йа̄н̣ра раса хои, сеи сарвоттама2

Каждый, кто пребывает на уровне освобождения, в освобожденном состоянии, в своем положении обретает максимум расы именно от того образа Господа, которому поклоняется. Однако если сравнить разные образы Господа в шанта-, дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхурья-расах, а также сравнить образы Нараяны, Рамачандры, Дваракеши [Кришны в Двараке], то можно будет провести различие. Благодаря такому методу, такому сравнительному обзору определение различий станет возможным.

Редактор и составитель примечаний: Традиш дас

 


1 Малла̄на̄м аш́анир нр̣н̣а̄м̇ нара-варах̣ стрӣн̣а̄м̇ смаро мӯртима̄н / гопа̄на̄м̇ сва-джано ’сата̄м̇ кш̣ити-бхуджа̄м̇ ш́а̄ста̄ сва-питрох̣ ш́иш́ух̣ // мр̣тйур бходжа-патер вира̄д̣ авидуш̣а̄м̇ таттвам̇ парам̇ йогина̄м̇ / вр̣ш̣н̣ӣна̄м̇ пара-деватети видито ран̇гам̇ гатах̣ са̄граджах̣ — «Когда Кришна и Его старший брат взошли на помост для борьбы, каждый из присутствовавших увидел Его по разному. Борцам Кришна казался ослепительной молнией, обычным людям он виделся лучшим из людей, а женщинам — обворожительным Купидоном. Пастухи видели в Нем своего родственника, Его родители — сына, нечестивые правители — олицетворенное возмездие, а царь Бходжи — свою смерть. Невеждам Он представлялся вселенской формой, йоги видели в Нем Абсолютную Истину, а члены династии Вришни — Господа, которому они поклонялись» («Шримад-Бхагаватам», 10.43.17).

2 Кинту йа̄н̇ра йеи раса, сеи сарвоттама / тат̣а-стха хан̃а̄ вича̄риле, а̄чхе тара-тама — «Это правда, что те отношения, которые связывают с Господом того или иного преданного, являются для него самыми лучшими. Тем не менее, изучив все методы беспристрастно, можно выделить высшие и низшие уровни любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.83).