Как самбандха, абхидея и прайоджана связаны с виддхи- и рага-маргом?
Преданный: Махарадж, различные стадии развития — абхидея, самбандха и прайоджана — это так же различные стадии преданного служения, как, скажем, виддхи-бхакти, рагануга-бхакти?
Шрила Шридхар Махарадж: Конечно.
Преданный: А что чему соответствует?
Шрила Шридхар Махарадж: Что?
Преданный: Он хочет понять: какие уровни преданности соответствуют самбандхе, абхидее и прайоджане? Виддхи, рага и так далее — что соответствует этим трем началам, стадиям, фазам?
Шрила Шридхар Махарадж: Не совсем ясно, каков вопрос. Лучше вам повторить на бенгали.
[Переводят на бенгали.]
Преданный: Он спрашивает: самбандха, абхидея и прайоджана — как это связано с виддхи и рагой?
[Переводят на бенгали.]
Шрила Шридхар Махарадж: Виддхи-бхакти в целом, мы видим, это нечто вроде конституционного монарха, монарха, который правит в соответствии с конституцией. Он сотрудничает с нами, его сотрудничество с нами направляемо и управляемо законом, Нараяна, Вайкунтха. Шастры воодушевляют, вдохновляют меня делать определенные вещи в соответствии с Его наслаждением, счастьем, и я делаю эти вещи. Присутствует определенный расчет, правила и предписания, присутствует трепет и благоговение. Могут присутствовать опасения того, что я делаю что-то неправильно в служении. Эта преданность, связанная с расчетом.
Но рага-марга — спонтанное явление, когда слуга беспомощен, он не может не служить, он в полной мере зависим. Подобно тому как в теле есть действие, совершаемое сознательно, а есть действие, совершаемое… Как это называется? Добровольное действие, скажем, — я принимаю что-то, потому что это что-то способствует моему здоровью, а какие-то другие явления ему могут повредить. Это я называю добровольными действиями. Но когда мы помещаем пищу в желудок, то процесс пищеварения автоматический, я не могу не переваривать. Даже без моего сознания, сознательного вмешательства, процесс пищеварения происходит. Рага-марга — там нет никаких заведомых оценок, расчетов. Все происходит автоматически, спонтанно. Такой слуга не может не действовать. Это вечное непрерывное действие. Они не могут не служить. Таково положение раги: оно более естественно — автоматическое, спонтанное.
А в Вайкунтхе — самбандха с Нараяной, связь с Нараяной, который является владыкой всего величия, могущества. А мы совершаем служение Ему: Он — наш Владыка, мы — Его слуги. Но в рагануге нет концепции того, что Кришна наш господин. Иногда друзья взбираются на плечи Кришны, иногда бьют Кришну по щекам, иногда Кришна забирается на их плечи… Мы практически равны. В ватсалья-расе Яшода говорит: «Я должна заботиться о благополучии Кришны. Он поступает неподобающим образом. Я должна Его наказывать», — подобная позиция в раге, в рагануге. И это устраивает все Йога-майя. И это поведение доставляет большее и более подлинное, реальное наслаждение Кришне. Не Владыка и слуга, господин и слуга, но любящий и любимый — таким образом. Это главное явление там.
Преданный: А есть ли какая-то связь между самбандхой, абхидеей и прайоджаной и рагой?
Шрила Шридхар Махарадж: Самбандха… Да, такая связь есть. Самбандха значит «связь». Кто-то считает Кришну другом, кто-то сыном, кто-то возлюбленным.
Бхакти Чару Свами: Теперь мы можем понять: в самбандхе можно достичь рага-марги? В самбандха-гьяне можно ли достичь рага-марга — такого преданного служения?
Шрила Шридхар Махарадж: Я не понимаю, что ты говоришь.
[Переводят на бенгали.]
Шрила Шридхар Махарадж: В раге присутствует самбандха, но какого рода самбандха? Самбандха значит представление о том: кто я, где я и что я. Самбандха — это взаимоотношения, наши отношения с окружающим миром, это самбандха. И там, в раге, тоже это есть. Многочисленные боги присутствуют в том мире, они считают себя обычными смертными, а Кришну считают своим сыном или другом или возлюбленным, таким образом — словно в бренном мире. Но одно явление трансцендентно, а другое явление бренно, феноменально, в этом состоит различие — они противоположны. Но это высшее трансцендентное измерение облачено во внешние бренные формы.
Их позиция очень похожа на позицию обитателей бренного мира, но тот мир — высочайший, а этот мир — низший. В этом материальном мире в центре стоит эго, в том мире в центре стоит Бог. Но кажется, что в том мире в центре также стоит эго. Там в центре стоит Кришна, но обитатели того мира считают, что в центре стоят их интересы.
Абхидея… Они не рассматривают это как абхидею. Абхидея — это средство достижения цели. Они чувствуют: я хочу удовлетворить своего друга Кришну — играя с Ним, или если я Ему подарю что-то. [Как это называется? Павлинье перо — подсказывает преданный.] Я протягиваю моему другу павлинье перо, даю его Кришне. Я хочу таким образом порадовать, удовлетворить Кришну и прошу его: «Пожалуйста, возьми перо». Таким образом, это их абхидея. Там, в том мире, абхидея словно бы исчерпана, завершена. Это локальная, местная абхидея [имеется в виду — их деятельность определяема их отношениями с Кришной], и это лила, игры.
[Вопрос.]
Потому что они достигли, для них нет необходимости в обучении, в тренировке, они уже достигли цели, цель перед ними. И их абхидея означает их местное взаимодействие, согласно их внутренним потребностям, локальным, это их абхидея. Они не идут по пути, ведущему к какой-то цели, к этой цели, они достигли этой цели — они уже там. И они наделены желанной функцией, ролью в играх. Их абхидея — это их прямое взаимодействие с Кришной в совершенном состоянии, это можно назвать абхидеей в их случае. Абхидея в смысле… В этом мире абхидея значит путешествие, путь, ведущий к цели, но там цель достигнута. Там абхидея — это взаимоотношения, в этом смысле можно сказать «абхидея».
[Вопрос.]
Там есть абхидея, но не в смысле средства достижения цели. Они уже находятся в лиле, они достигли желанного результата. А самбандха — отношение не господина и слуги, но отношение к Кришне как к сыну или возлюбленному другу — это их самбандха, постоянные и перманентные взаимоотношения.
Преданный: Махарадж, он также желает знать о прайоджане.
Шрила Шридхар Махарадж: Прайоджана там тоже непосредственная: я хочу удовлетворить Кришну, и я удовлетворяю Его моим служением, непосредственно, прямо удовлетворяю Его сиюминутные потребности.
Преданный: А самбандха, абхидея и прайоджана — они там присутствуют?
Шрила Шридхар Махарадж: На стадии совершенства все это — в рамках лилы. Самбандха, абхидея и прайоджана — речь идет о ситуации, когда прайоджана в моих руках, а самбандха — я уже там утвержден, а абхидея — мои отношения с Ним и, соответственно, мои действия, это абхидея. И все это — вечная и постоянная позиция. Когда я был далеко, тогда, конечно… Как, скажем, гималайские горы: вначале мы читаем о них в книгах, затем мы начинаем приближаться к ним, идти в их сторону — это абхидея, а прайоджана — когда я оказываюсь на горе. Я чувствую прохладу, я вижу снег — это прайоджана. Но когда я достиг цели… Абхидея — это когда я уже гуляю, прогуливаюсь по Гималаям, чтобы поправить здоровье, это абхидея. А самбандха — я чувствую прохладу гор, и эта прохлада, свежий воздух полезны для моего здоровья, цель уже достигнута. Таким образом.
Кришна и Баларама в дружеском кругу дерутся, сражаются, и когда Они дерутся, Они чувствуют удовлетворение. Они чувствуют, что достигли цели Своей жизни в полной мере, и Они сражаются. Это шуточное сражение, шуточная игра. Баларама может ударить Кришну по щеке, шлепнуть. Не по щеке, но по телу шлепнуть. И Кришна жалуется Яшоде: «Мой старший брат, — говорит Он, — ударил Меня, мама». И Баларама — что ему остается делать? — Он отходит на расстояние и говорит: «Да, Я шлепнул Его, моего любимого друга». Но Он говорил брату: «Как ты можешь жаловаться матери? Ведь Я же люблю Тебя. В любящем духе я играючи шлепнул Тебя, а Ты побежал и пожаловался матери. И в какое сомнительное положение Ты Меня поставил? Ведь Я же люблю Тебя». Это лила.
Кришна специально ставит Балараму в такое положение, тоже в духе наслаждения. Все совершается в духе служения Ему, Кришне. Все это — как будто заурядные события, вещи, но тот тип блаженства, который участники этих событий испытывают, — это блаженство совершенно иной природы. Мы можем где-то до известной степени понять, что есть что, составить представление о природе этих вещей. Благодаря нашему духу самоотдания, служения мы можем до известной степени получить представление.
[шлока]
Мы можем понять природу той реальности, которая стоит за описаниями этих реалий.
[Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол.]