Антитезис – часть извилистого характера лилы

#00:24:00#

Видагдха Мадхава Прабху: Это Видагдха Мадхава Дас. У меня есть вопрос.

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

Видагдха Мадхава Прабху: Когда речь идет обо всем этом сепаратизме — об этих чувствах враждебности в нашем собственном лагере — как мы можем проповедовать санатана-дхарму в качестве решение проблемы того глобального сепаратизма и конфликтов, которые происходят в материальном мире, в то время, когда существуют такие многочисленные проблемы в нашем собственном лагере?

Шрила Шридхар Махарадж: Это естественно. Когда с провинциальной точки зрения возникает какая-то трудность, то с точки зрения универсальной никакой трудности нет — все в порядке.

#00:24:55#
ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет
ато хетор ахетош́ ча йӯнор ма̄на удан̃чати1

Даже когда речь идет о высшей преме, Божественной любви, мы находим различия, и антагонистичные чувства, и конкуренцию. Это — сама природа динамичной системы. Но когда это явление рассматривается с точки зрения провинциального интереса, оно кажется нежелательным. Но с точки зрения универсальной — все в порядке, это Его лила. Как универсальное, так и провинциальное — и то, и другое сосуществуют в качестве вечного процесса лилы.

#00:25:54#

Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ — Рупа Госвами говорит: подобно тому, как змея не ползет по прямой, но она ползет извилисто (для змеи это естественно: ползти извилисто, зигзагообразно, непрямо), так же и природа премы или Кришна-шакти такова: тезис-антитезис-синтез. Таков процесс, посредством которого весь мир прогрессирует или движется. Когда мы рассматриваем все это с точки зрения провинциального интереса, тогда это нечто предосудительное, но с точки зрения высшего, универсального интереса это оправдано. Этот зигзагообразный характер движения помогает прогрессу, помогает лиле, помогает почувствовать интенсивность расы. И это не только нечто нежелательное, но желанное для всего движения.

#00:27:15#

Тезис-антитезис-синтез, если выражаться языком Гегеля. Рупа Госвами говорит, что даже в высшем измерении это так. Ахер ива свабха̄ва — естественное движение носит извилистый характер. И Он, Кришна, удовлетворен этим. Даже анти-группа, даже оппозиция, оппозиционный лагерь присутствует там, и это все ради блага общего дела. Анти-группа, враждебная группа, способствует позитивной группе. Главной группе, главной стране, помогает анти-группа косвенным образом. Таким образом, есть прямое, и есть косвенное. В «Бхагаватам» говорится: ’нвайа̄д итараташ́2. Итараташ́ — то есть, косвенный элемент, косвенное начало невозможно исключить из картины, он имеет место быть. И он включен в полноту гармонии, косвенный элемент.

Видагдха Мадхава Прабху: Существует ли некий уровень, платформа, где все могут прийти к соглашению, даже не смотря на то, что существует расхождение с оппозицией?

#00:28:51#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, с точки зрения Кришны, когда речь идет о Нем. Две ветви — ими наслаждается ствол, а двумя руками наслаждается тело. Таким образом, там, где они могут объединиться. Это объединяющее начало наслаждается обеими сторонами, различными функциями. Различиями наслаждается общее целое. Таким образом, все восходит к Первопричине. Когда речь идет об Абсолюте, то все обладает своим собственным положением или способностью, оно не только не является нежелательным, но обладает своей ценностью, может быть пригодно. Майя также обладает своим положением. В целом майя обладает своим, необходимым, нужным положением. В целом. В любой стране есть тюрьмы, и тюрьмы имеют место быть, хотя они нежелательны. Это необходимость в рамках системы, потребность.

Видагдха Мадхава Прабху: Хотя присутствует оппозиция, но враждебности нет, ведь эти группы — оппозиционные лагеря — они не враждебны?

#00:30:44#

Шрила Шридхар Махарадж: Оппозиция усиливает, обогащает лилу, игру, ибо по природе игр оппозиция — это необходимая часть.

Видагдха Мадхава Прабху: А враждебность присутствует?

Шрила Шридхар Махарадж: Так называемая враждебность. Она может быть приведена к минимуму Йога-майей — той высшей потенцией. Лишь для того, чтобы удовлетворить Кришну, все устраивается, и это устроение, промысел вечен, он необходим. Необходимо, чтобы Йога-майя создавала оппозицию, градацию в оппозиции, и градацию в позитивной линии так же. Это так.

#00:31:35#

И, в конечном счете, все это выходит за пределы нашего понимания. Ачинтья бхедабхеда. Бхедабхеда — повсюду присутствуют черты тождества и черты различия, повсюду. И то, каким образом это нечто одновременно и тождественно, и различно, — это немыслимо. Махапрабху короткой, лаконичной фразой передал всю полноту истины. И не нужно ломать голову над этим, поскольку в твоей голове это не уместится: это нечто непостижимое. Твой мозг, ум не в состоянии понять природу этой истины, ачинтья. Ты предоставь эту истину Безграничному. Любая математика здесь бессильна. Предоставь все Безграничному, Непостижимому, не углубляйся в детали. Существуют другие занятия, благодаря которым ты способен процветать, не благодаря этому занятию.

#00:32:46#
джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва джӣванти3

Это нечто неведомое и непостижимое. Я должен использовать мою энергию в установленных для меня рамках — это самое разумное решение.

 


1«Извилисты пути любви, как след змеи. Поэтому любящие порой гневаются друг на друга; иногда тому есть причина, а иногда — нет.» Это цитата из «Уджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами (Шрингара-бхеда-пракарана, 102). Приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.111 и 14.163).


2См. «Шримад-Бхагаватам», 1.1.1.


3джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м / стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир, йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м — «Те, кто полностью прекращают собственные попытки понять Высшую Истину интеллектом, и, не меняя внешнего уклада жизни, начинают слушать трансцендентные повествования о Тебе из уст Твоих чистых преданных, посвятив служению Тебе все свое тело, ум и слова, несомненно, покоряют Тебя, Непобедимого во всей вселенной» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; «Чайтанья Чаритамрита», Мадхья-лила, 8.67).