"В наших сладчайших песнях поется о печали…."
Преданный: Необходимо позитивное. Позитивное может быть прямым и косвенным.
Шрила Шридхар Махарадж: Так повсюду. [Например,] служение Радхарани и служение Чандравали.
Преданный: В материальном мире мы говорим: не может быть сладостного успеха без великой оппозиции.
Шрила Шридхар Махарадж: Да, конечно.
Преданный: Мы не можем наслаждаться сладостью победы без оппозиции. Повсюду оппозиция. Это справедливо и в отношении сознания Кришны, наших попыток стать сознающими Кришну — здесь также необходима оппозиция.
Шрила Шридхар Махарадж: Да. Многочисленные демоны во Вриндаване: Путана, Бака и другие.
[разговор на бенгали]
Шрила Шридхар Махарадж: Сознание возможности анти-преданности — явления иного, нежели кришна-бхаджан. Должна быть способность различения. Различение, дифференциация. Там, где присутствует дифференциация: прогресс подразумевает отвержение.
Преданный: Отвержение?
Шрила Шридхар Махарадж: Да. Нечто, что следует оставить позади, нежелательное. И должно быть нечто позитивное, к чему следует стремиться. Менее сладостное, менее желанное, и более сладостное, более желанное. В этом смысл прогресса — в принятии и отвержении. Отвержение и принятие.
Преданный: Позитивное и негативное.
Шрила Шридхар Махарадж: Да, всегда.
Преданный: Это очень практично, если применить к нашему положению.
Шрила Шридхар Махарадж: И это же справедливо в отношении кришна-лилы. Например, я всегда ем сладости, но они надоедают мне, и я ем что-то соленое. Иногда мне нравится горький вкус, не соленый, но горький.
Божественная воля Господа на высочайшем уровне проявляется «по кругу». Прогресс подразумевает цикл, циклическое движение. Вираха [разлука] очень горька, а милана [встреча] очень сладостна. Иногда милана также горька, как в мана-лиле, когда одна сторона ненавидит другую. «Я не в силах терпеть твой даршан». Тогда милана горька. «Я желаю быть отдельным от тебя». Подобная реакция может возникнуть.
Преданный: Випраламбха. Что сладостно? А что печально?
Шрила Шридхар Махарадж: «В наших сладчайших песнях поется о самом печальном». Кто написал эти строки? Английский поэт?
Преданный: Я никогда не слышал прежде.
Шрила Шридхар Махарадж: «В наших сладчайших песнях поется о самом печальном» — какая замечательная строка! Вираха, випраламбха. Мы льем слезы, но не в силах закрыть книгу, хотя льем слезы. Столь велика боль, но в то же время она сладостна. «В наших сладчайших песнях поется о самом печальном». Вираха.
Преданный: Иногда говорится: «Величайшее наслаждение — это разочарование».
Шрила Шридхар Махарадж: Поражения иногда делают человека великим. Дорога к успеху вымощена поражениями.
Преданный: Возможно, я тот самый случай.
Шрила Шридхар Махарадж: Человек пытался изо всех сил, но люди не могли понять его усилий, поэтому он потерпел поражение. Разочарование, потеря или приобретение — на одном уровне. Это явление [в кришна-лиле] настолько совершенное, что потери и приобретения — и то, и другое совершенно. Вираха, милана: и то, и другое — наслаждение. В разлуке Он [Кришна] не покидает нас и во встрече не покидает нас, настолько Он велик. И там, где Он пребывает, там неизбежно присутствует удовлетворение, счастье, радость. Иначе быть не может.
Преданный: Различные вкусы…
Шрила Шридхар Махарадж: Особенно для падшей души лучше настроение разлуки, подобная позиция, отношение... Бхаджан — культивирование такого духа, это более здоровое явление. Випраламбха [любовь в разлуке] — более здоровое для падшей души состояние, нежели самбхога [наслаждение, которое преданные испытывают при встрече]. Поскольку, когда речь идет о самбхоге, существует опасность мирского наслаждения.
Харе Кришна! Гаура Харибол!
Преданный: Харе Кришна!
Редактор: Традиш дас