Градация священных писаний. Величие Шримад Бхагаватам
Шримад Бхагаватам считается махапураной. В Бхагаватам присутствуют все десять симптомов пураны. То есть махапурана это только Бхагаватам? Да. Поскольку существует двенадцать критериев, которым отвечает только это произведение. В начале, четыре главных симптома, затем если проанализировать, то получается двенадцать критериев. А шрути, веда-истина откровения, не подкрепляет утверждения, которые приводятся в них, какими-то аргументами. Темперамент ведических наставлений таков: веда просто говорит так-то и так. Нет необходимости в аргументации в этом измерении жизни. Нет сомнений, нет подозрений и нет тьмы. Только искренняя нежность отца к сыну, поэтому не возникает вопроса о таком темпераменте.
Шрути – это указания, делай то так-то и так-то – императив. Смрити – это где-то как сестра, подобно сестре. Смрити переводят истины вед на язык нашей повседневной жизни. Смрити. И такое наставление. Советы. Доброжелательные советы. В нашей повседневной управляемой жизни. Подобно тому как отец говорит дочери- дай моему сыну такую-то и такую пищу- она дает и он принимает. Пураны подобны друзьям, которые рассказывают поучительные истории: такой-то человек совершил такое-то действие и получил соответствующий результат. Таким образом, подобно друзьям пураны помогают нам, иллюстрируя различные истины всевозможными историями, описаниями повествований. Так пураны влияют на нас как друзья, в дружеском духе. И существует так же этика - подобно как жена объясняет что-то сладостно мужу, подсказывает ему. Она говорит мужу, что вот это лучше не делать. И еще один стиль - шрути, смрити, пураны- и еще есть тантры.
Тантры – делай что-то, какую-то практику таким образом, чтобы очень скоро этой практике пришел конец. Таким образом, делая что-то, совершая определенный процесс ты молишь о избавлении от этого явления. Например – пациент не всегда может принимать лекарства в чистом виде и тогда лекарство смешивают со сладостью и дают ему, и он избавляется от болезни. Тантра подобна этому. Мы к чему-то склонны, привязаны, и объект привязанности окрашен в такие тона божественного, и нам рекомендуют это явление с тем, чтобы мы очень скоро избавились от этой привязанности. Такова тантра.
Но веда именуется буквально - три точки ухода. Веда, подобна отцу, который говорит своему сыну, делай это. Различные разделы – также существует ньяя. В Шримад-Бхагаватам мы находим все это. Подобно ведам Бхагаватам иногда указывает, не объясняя. Иногда присутствует тарка или юкти – логика. Затем шесть школ философии, которые мы находим в Индии. Ньяя-логика, Веданта-Вьясадева, также все представлены. Логическим образом в Бхагаватам присутствуют ньяя, шрути, пураны-дружеский совет, и также тантрические-делай что-то таким образом, чтобы ты избавился от привязанности к этому явлению, тантра тоже присутствует в Бхагаватам.
Таким образом, все возможные свидетельства даны в Бхагаватам, поэтому Бхагаватам есть махапурана. Ни одна другая пурана, ни одна другая шастра не является столь же аутентичной как Шримад-Бгагаватам. Поэтому Джива Госвами выбрал Бхагаватам в качестве единственной праманны-свидетельства, которое способно помочь нам, и почему Бхагаватам – он объяснил это: он назвал десять видов свидетельств и один за другим он показал в них изъяны-недостатки и в конечном счете он принял шрути как то, что было явлено с начала мира от Кришны Брахме.
Через творца мира это знание передавалось сюда – это шрути. И после, после означает махаджаны, которые низошли из высшего мира, чтобы помочь обитателям этого мира, также является источником свидетельства, а все подтверждения об истине или свидетельства дефектны. Так Джива Госвами пишет в первой части своей Бхагавата-сандарбхи где он затрагивает тему истемологии. Он перечисляет десять видов свидетельств, отвергает их один за другим, показывает их дефекты и оставляет шрути и махаджан – два главных свидетельства.
Мы совершаем что-то, затем упускаем, не способны распознавать - это тоже дефект. Инструменты, посредством которых мы исследуем истину, также несовершенны, могут привести к ошибочным заключениям. Предрассудки. Мы имеем предрассудки, которые не позволяют видеть истину. Мы не можем быть беспристрастны, поэтому мы не распознаем факты, нам мешает предубежденность – эти четыре явления враги правильного заключения.
И если эти критерии применять к другим праманам, то все они окажутся ущербными и только два источника остаются надежными – шрути и махаджаны. Так он пишет в первой части Бхакти-сандарбхи посвященной истемологии. Онтологический поиск, анализ. В этом трактате он показывает, что почти все иные свидетельства ущербны и только Бхагаватам отвечает критериям подлинного и высшего свидетельства. Ответы данные верховным существом были совершенным существом, высшим началом. Он великий пандит. Он сказал, что в Бхагаватам присутствуют двенадцать отличительных черт, а другие пураны имеют только шесть особых характеристик дополнительных, которые говорят в пользу Шримад- Бхагаватам. И если мы примем истину утверждения Бхагаватам, то это будет высший стандарт истины. Шрути, смрити, ньяя, тантра. Шримад-Бхагаватам признан в качестве шрути. Брахман, параматма, бхагаван.
Шесть частей в Бхагават-сандарбхе Дживы Госвами. В первой части он проанализировал природу видов возможных свидетельств - что следует считать подлинным свидетельством, доказательством логическим. Далее, вторая часть – три концепции высшего существа. Во-первых, он рассматривает Бхагавана. Бхагават-сандарбха называется так, потому что в ней описывается Бхагаван. Второе – параматма, связанная с дживатмой. Описана природа дживы в этом разделе, дживы-души - об этом речь идет в третьей части. В четвертой части он описывает природу Кришны – высшую стадию теизма, высшее проявление Абсолюта.
В пятой части он описывает средства достижения цели, он описывает йогу и отвергает все, и только преданность принимает в качестве средства ведущего к цели. В четвертой части описана цель жизни – любовь к Кришне, ни освобождение, ни другие достижения, но только лишь любовь к Кришне, это высшая цель нашей жизни. И если человек обладает знанием этой книги, то он способен во всем мире утвердить Кришну, преданность и истину, согласно которой реальность существует сама по себе и сама для себя, и ту истину, согласно которой нужно умереть, чтобы жить. Немецкий ученый Гегель: следствие не способно контролировать причину, но причина способна контролировать следствие.
А каково значение Курма-пураны?
Знание, которое исходит из инкарнации Господа в качестве Курмы – это есть Курма-пурана. Десять аватар вы знаете: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, таким образом, и они пришли и дали определенные, особые советы и главным образом эти советы заключены в этих пуранах. Существует Нарасимха-пурана, Вараха-пурана, Матсья-пурана, в этих образах Господь дал подобные наставления, они были записаны до известной степени и образовали собой эти книги. Нарасимха-пурана – это советы Нарасимха-дева, основополагающие принципы изложены в этой книге. Курма-пурана считается сатвической? Сатвика-пурана. Я покажу тебе, есть книга под названием Гаудия-кантахара, там упомянута класификация пуран: сатвик, раджасик, тамасик.