Проповедь и дух служения – основа санкиртаны

#00:06:38#

Ученик: У нас есть множество вопросов, которые мы хотели бы задать. У Сатсварупы Махараджа есть множество вопросов.

Шридхар Махарадж: Сатсваруп Махарадж. Он был важным человеком в вашей группе. Очень-очень важным [отвечает Гуру Махарадж]. Он написал биографию, и ваш Гурудев принял его в качестве человека, который опишет его миру посредством биографии. Прабхупад говорил, что только он, Сатсваруп Махарадж, должен написать эту биографию. И его стиль, стиль, литературный стиль, очень хорош. Я прочитал фрагмент, на днях я получил копию. Отец Парамахамсы сказал мне: «Я читал биографию, я видел там ваше имя». Я спросил: «В какой связи?» Он говорит, Сатсваруп Махарадж говорит: «В “Прабхупада-лиламрите”, что Шрила Шридхар Махарадж сказал, что Прабхупад - шакти-авеша-аватар». В этой связи мое имя упоминается там».

Ученик: И в разных других контекстах также.

Шридхар Махарадж: Может быть, но этот джентльмен сказал мне так.

#00:07:58#

Ученик: У меня есть один вопрос о повторении на джапа-мале.

Шридхар Махарадж: Да.

Ученик: Наш Шрила Прабхупад дал нам множество обязанностей проповеднических. И временами, когда мы концентрируемся на джапа-мале, то вместо того, чтобы слушать святое имя, я думаю обо всех своих обязанностях.

Шридхар Махарадж: Наш Прабхупада был такого типа также, киртан, воспевание, проповедь. «Киртан» означает «проповедь», не только громкое повторение.

#00:08:34#
«бахубхир милитва йат киртанам тад эва санкиртанам»
(Шрила Джива Госвами)

И Махапрабху пришел с санкиртаном. Санкиртан будет основной, центральной частью.

#00:08:50#
«йаджнах санкиртана-прайаир йаджанти хи су-медхаса»
(«Шримад Бхагаватам», 11.5.32)

В «Шримад Бхагаватам» говорится о Махапрабху. Махапрабху пришел с санкиртаном. «Санкиртан» означает:

#00:09:03#
«бахубхир милитва йат киртанам»
(Шрила Джива Госвами)
#00:09:06#
«сангху шакти калау юге»

#00:09:10#

Это эпоха Кали, и объединенные усилия будут плодотворными, санкиртана. А Прабхупад пришел, чтобы проповедовать и возникли различия между этими так называемыми расхождениями, между ним и так называемыми бабаджи, сахаджия-бабаджи.

#00:09:35#

Однажды он заметил о Кришнадасе Бабаджи: «Кришнадас Бабаджи хороший человек, наделенный многими качествами, достоинствами, но его тенденция, его склонность в целом обращена к нам-бхаджану».

Ученик: Кто, Бабаджи Махарадж, ваш духовный брат?

Шридхар Махарадж: Да, Бабаджи Махарадж, Кришданас Бабаджи Махарадж. Он находился в ту пору в Балихати. Ему не хотелось совершать никакое иное служение, но он всегда был очень склонен к тому, чтобы повторять имя на малике, призывать имя. В ту пору я стоял в главе Делийского Матха.

Я был близок с Кришнадасом Бабаджи Махараджем, я написал Прабхупаде: «Если вы позволите, с вашего позволения, мне бы хотелось привести Бабаджи Махараджа сюда, в Дели». Прабхупад ответил, это письмо здесь: «Если ты сумеешь привести его туда и поможешь ему заниматься проповедью, то ты окажешь ему служение друга, служение реального друга этому человеку. Я не считаю, что сидеть в джунглях Балихати, перебирая четки, сделанные из туласи-малы – это и есть Кришна-анушиланам».

#00:11:13#

Таким было его выражение. «Сидеть в джунглях Балихати, перебирая туласи-малику, не есть Кришна-анушиланам, культивирование Кришны, Сознания Кришны, я не признаю», - сказал он. Поэтому киртан, киртан подразумевает проповедь. Шраванам, киртанам. Киртан не есть уччаранам, но регулярная проповедь. И когда происходит проповедь, то проповедь подразумевает сражение с оппозицией, с Кали, со злом этой эпохи. Сражение с оппозицией. Киртан подразумевает борьбу, битву, сражение. Божественная вибрация будет создана и она вступит в битву с обычными вибрациями, которые плавают в этом мире. Со всеми волнами, грубыми и тонкими.

#00:12:20#

Ученик: Поскольку проповедь столь важна, наш Прабхупад…

Шридхар Махарадж: Я затрону этот момент. Прабхупад сказал: «Мала не должна поститься». Его минимальный совет был: «Вы должны, вы должны совершать некое служение малике, упа-бхашна, малика не должна поститься. Вы должны проповедовать насколько это в ваших силах».

Однажды один видный маханта Матха в Уддипе, в Мадрасе, мы беседовали с ним. Он также сказал: «Временами, - сказал он, – я проповедую о Мадхаве Ачарье, и о культе бхакти, и у меня не остается времени сандхью, трисандхью, джапу и тому подобные вещи, чтение книг, включая чтение книг». И мы поддержали его. Наш Гуру Махарадж был такого типа. Хари-катха обладает не меньшей важностью, нежели три-сандхья, мантрам, джапам, скорее хари-катха - это нечто более живое. Более живое явление.

#00:13:43#

Ученик: Проповедь?

Шридхар Махарадж: Да, проповедь это более живое явление, когда мы проповедуем, когда мы говорим, то автоматически максимум, максимальный контроль мы должны иметь над всеми нашими узлами. Тогда как если мы перебираем четки, то мы можем делать это с рассеянным умом, но когда мы рассказываем кому-то о Кришне, то мы должны сохранять максимальную концентрацию, быть абсолютно внимательными.

Ученик: Это в высшей степени справедливо [замечает преданный].

Шридхар Махарадж: Мы должны быть максимально сосредоточены, когда мы говорим о Кришне. Проповедь, а литературная деятельность такая рода еще более важна, нежели беседа. Литературная деятельность также является киртаном, культивацией. Литературная деятельность более интенсивна. Кришна-киртан.

#00:14:48#

Киртан подразумевает… я говорил на днях. Гаудиа Mатх объявил тоталитарную волну против майи и всех иных существующих религиозных концепций. И авторитетом здесь является «Шримад Бхагаватам» и Махапрабху, божественная любовь. Это верховное, высшее явление, summum bonum жизни каждого живого существа, каждой дживы. Этот summum bonum – высочайшее достижение с большой буквы.

#00:15:35#

Красота и любовь - суть контролирующее начало. Красота и любовь контролируют целое. Не власть, не могущество, но красота и любовь. И это Кришна. Кришна – это Вриндаван, на вершине абсолютная концепция, концепция Абсолюта. Это концепция реальности, прекрасной и концепция любви и красоты. И ложное представление, согласно которому вожделение – это любовь. Это разница, это различие должно быть ясно.

#00:16:13#
«кама – андха-тамах, према – нирмала бхаскара»
(«Шри Чайтанья Чаритамрита», Ади, 4.171)

Пропасть, их разделяет пропасть. И эта пропасть – это жертвенность.

#00:16:24#

Вриндаван – это зенит любви. Нечто противоположное вожделению. И проповедь. Проповедь - это санкиртан и проповедь - это истинное служение Кришне, а не перебирание бусин, четок. Но поскольку мы дали обет и таково указание Махапрабху и Гурудева: призывать имя, перебирая бусины четок, то я должен выполнять мой долг по отношению к этой малике, с тем, чтобы эта малика не постилась. Таким было указание, такими были слова Прабхупады.

Ученик: Малика упа-бхашна, не должна поститься.

Шридхар Махарадж: Да, не должна поститься, но если я занимаюсь проповедью, то я кормлю всех, но все же я должен также повторять джапу, но не должно быть никаких сомнений в том, что когда я занимаюсь проповедью, совершаю проповедь, то я действительно выполняю наказ, указание Махапрабху повторять лакха-наму.

#00:17:52#

Повторение лакха-намы, это провинциальное, частное утверждение, но говорится о необходимости всегда служить вайшнавам.

#00:18:01#
«тате кришна бхадже, кара гаура севана майа-джала чуте, пайа кришнера чаран»
(«Шри Чайтанья Чаритамрита», Мадхья, 22.25)

Сева, сева, дух служения, это ключевой фактор, самый важный фактор. Мы не слышали о том, что гопи всегда, призывают наму, на четках Туласи, но каким образом они занимают высочайшее положение в юрисдикции служения Кришне? Поэтому Кришна-нам поможет нам в высшей степени и очень легко благодаря этой помощи мы легко сумеем достичь Вриндавана.

#00:19:08#

Смысл этого явления следующий: это нечто вроде экспресс-поезда, который не останавливается на промежуточных станциях, мы лишь должны призывать имя без каких-либо формальных просьб, каких-либо просьб, петиций.

Ученик: Экспресс-поезд?

Шридхар Махарадж: Да, экспресс поезд, или особый поезд. И этот поезд следует во Вриндаван без остановок. Аньябхилаш, карма, гьяна, все эти стремления, им нет места, я хочу Кришну. Я не знаю, что хорошо, а что плохо, я хочу Кришну, нечто в этом роде.

#00:19:57#

Ученик: Сколько мал, то есть, сколько кругов ваш Гурудев просил своих инициированных учеников повторять? Определенное количество?

Шридхар Махарадж: В целом, по крайней мере, он говорил, как минимум 4 круга. Если позволяет здоровье. В целом, общая рекомендация была повторять 25000 раз.

Ученик: 16 кругов?

Шридхар Махарадж: Да, но как минимум 4 круга. И если ты ничем не занят, у тебя нет работы, то один лакх.

Ученик: А давал ли он дикшу кому-то, кто мог повторять только 4 круга? Давал ли он таким людям харинама-дикшу?

Шридхар Махарадж: Речь не шла о количестве повторений, о числе повторений. Даже с формальной точки зрения ученик должен повторять определенное число раз, не было строгих, жестких ограничений, но от нас требовалось, от нас ожидалась интенсивная вовлеченность, занятость в служении. Под руководством вайшнава. Хари-сева.

#00:21:10#
«хари-сева. вайшнаве арин-мукхе хари сева»
#00:21:15#

Поскольку ключевым фактором, я как раз собирался это сказать, ключевой фактор.

#00:21:22#

«севон мукхе хи джихвадо свайам эва спхурат адах»
(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234)

Лишь увеличивая количество повторений, число повторений, мы не можем, не сумеем достичь цели. Севан-мукьхя, улучшая качество, не увеличивая количество. И что означает качество? Качество означает севан-мукхата.

#00:21:45#
«севон мукхе хи джихвадо свайам эва спхурат адах»

Шастры вдохновляют нас повторять харинам по-разному, но Шрила Рупа Госвами дает нам центральную ключевую мысль. Он говорит:

#00:22:04#
«атах шри-кришна намади на бхавед грахьям индрияйх»
#00:22:12#

«Наше индрии, физические или ментальные чувства не способны соприкоснуться с апракрита. Имя по природе своей апракрита, вайкунтха-нам, это другое измерение бытия. «Атах шри-кришна-намади» Нам-руп гуна лила, все, что связано с Кришной, с этими реалиями невозможно соприкоснуться посредством наших индрий, чувств, физических чувств или посредством ума. «Севонмукхе хи джихвадау»(«Бхакти Расамрита Синдху» , 1.2.234)

#00:22:55#

Но когда мы севан-мукха, когда нам присуще умонастроение служения, «свайам эва спхурат адах», когда Он нисходит по своей собственной воле, Он нисходит сам, тогда этот язык может произнести Кришна, в противном случае только акхара, только слоги, физический звук доступен нам, звук бренного мира. Язык, руки, все эти наши бренные чувства не могу соприкоснуться, но необходимо некое посредничество для того, чтобы связать физическое тело и чувства с трансцендентным измерением бытия. И этим посредником служит наше искреннее горячее желание служить ему, удовлетворять его. Становой хребет. Лампочка, как это называется по-английски? Лампочку можно включить, но она будет светить только в том случае, если присутствует электрический ток, если электричество есть, тогда достаточно нажать включатель, и лампочка будет светить.

#00:24:26#

Имя может прийти на язык, в ум, имя можно услышать, имя может возникнуть на письме, но связь – это севан-мукхата, связь между бренным миром и Вайкунтхой. И какого рода связь? Это сева, бхакти, умонастроение служения, это связующее звено. Только так можно связать физический мир с Вайкунтхой, Вриндаваном.

#00:24:56#
«атах шри-кришна намади на бхавед грахьям индрияйх севон мукхе хи джихвадо свайам эва спхурат адах»

#00:25:08#

Это имя, Он, придет по своей воле, Он низойдет на язык, и тогда язык сумеет произнести Имя, сумеет произнести «Кришна». В противном случае, как это называется по-английски? Стрельба холостыми патронами. Имя…

#00:25:28#
нама кхот бахи нам кобу нои

когда стрельбы не достигает своей цели?

Ученик: Это называется misfire.

Шридхар Махараджж: Это какое-то другое выражение, когда в пистолете нет боевых патронов, я говорю об этом.

Ученик: Misfire.

Шридхар Махарадж: Это называется misfire? Это когда нет…

Ученик: Холостые патроны [подсказывает преданный].

Шридхар Махарадж: Когда звук есть, но выстрела как такового нет.

Ученик: Да, холостые, холостые патроны.

Шридхар Махарадж: Именно так. Когда только язык произносит «Кришна».

Ученик: Воспевание без служения [говорит кто-то] – стрельба холостыми патронами.

#00:26:18#

Шридхар Махарадж: Кришна – это имя, этот звук, должен быть исполнен настроения служения, тенденцией, склонностью удовлетворять Кришну, в противном случае этот звук - ложный звук, только лишь имитация, всего лишь имитация. «атах шри-кришна намади на бхавед грахьям индрияйх» Это имя недоступно индриям, оно трансцендентно. Атиндрия, супраментально и трансцендентно. Обычный звук бренного мира не может быть именем Кришны, и даже ухо не способно услышать это имя. Необходим медиатор, посредник, и посредником является, служит, является умонастроение служения, склонность исполнять желания Кришны. Такого рода темперамент служит посредником между слухом, ухом или умом, и Кришной. Только тогда. Когда есть этот посредник, Кришна-нам входит в уши.

#00:27:25#

«атах шри-кришна намади». Кришна-нама, рупа, гуна, лила, все, что связано с Кришной, имеет не физическую природу, но апракрита природу. И только через севан-мукхату, эти реалии могут низойти в этот бренный мир. Наш Гуру Махарадж в высшей степени акцентировал это, в высшей степени подчёркивал это явление, без севан-мукхаты все будет ложным, все будет имитацией. Люди скажут: «Здесь нет Кришны, они лицемеры, они всего лишь танцуют и создают шум, но в звуке, который они создают, нет духа служения. Необходим этот дух служения. И как достичь этого духа служения, этой севан-мукхаты, вайшнава-севы?

#00:28:25#

Вайшнав совершает служение, и мы можем почерпнуть от него этот дух. Мы можем практиковаться в том, как достичь этого духа служения, умонастроения служения, бхакти, шраддха. И садху придет к нам на помощь, окажет нам великую помощь на этой стадии. Под контролем садху, следуя указанию садху, мы учимся тому, как отдавать себя. Самоотрицание, самоотвержение необходимо, самопредание. И позитивная сторона придет от садху, и мы будем учиться от него как отдавать себя.

#00:29:21#

Если в начале обучения нам дают бумагу и карандаш, то они будут бесполезны. Нам дают камень и говорят: «Пиши что-то на земле». Мы должны учиться, вначале практиковаться, упражняться в том, как я могу быть помещен в волну служения. Как я могу стать слугой, как я могу усвоить умонастроение слуги, привычка служить, как я могу научиться перенять эту привычку? Разумеется, это моя внутренняя функция, это мое естество, но это естество покрыто анья-бхилаши, кармой, гьяной, это мое внутреннее богатство и это наше утешение – данное обстоятельство, если я буду пытаться, стараться, то вайшнавы и садху помогут мне. Есть такое бенгальское выражение: «По крайней мере, учись, упражняйся в том, чтобы давать людям пепел».

#00:30:27#

Скупцу дают этот совет. Ему советуют – раздавай людям пепел, практикуйся в том, как давать, это высокое явление, мы должны практиковаться в севан-мукхате, в том, чтобы отдавать себя, для того, чтобы обрести связь с Кришной. Таким образом. Не бойся того, что ты не достигнешь высшей формы служения, нама-бхаджана, когда тебя просят подметать пол в мандире. Или выполнять другую работу, на первый взгляд заурядную, которую могут выполнять все. Работа может быть любой, но необходимо обрести умонастроение служение, любым способом самоотдание. Бескорыстие и самозабвение.

#00:31:40#

Мне говорили о том, что Сократ и христианская теология. В случае Сократа. Сократ – это пример бескорыстия, а Христос – это пример самозабвения, самозабвения, самопожертвования, самозабвения и ради чего? Ради позитивной связи, которая достижима под руководством вайшнава. Когда мы следуем указанию вайшнава, то этот вайшнав даст нам связь, свяжет нас. И следуя его указаниям, через него мы можем обрести связь с тем измерением, наша энергия будет направлена в то измерение его милостью, благодаря его посредничеству. «Севонмукхе хи джихвадау» Наш гуру Махарадж практическим образом, как я видел это, на 90% подчеркивал служение, проповедь. Служение, чем бы это служение ни было.