Зрелая форма преданности Господу – служение гуру и вайшнавам

#00:21:50#

Однажды Прабхупад сказал мне, что есть служение и что есть карма. Чтобы произвести на меня должное впечатление, он сказал мне: если садху сказал, дал указание: «Принеси цветок». А потом сказал: «Принеси воды». Если ты заявляешь: «Возьмите цветок, ведь вы уже дали это указание», то ты навязываешь свою волю ему. То указание было дано первым, затем было дано другое указание: «Принеси мне воды». Если ты заявляешь: «Но ведь Вы дали указание принести цветок. Пожалуйста, примите его». Если вы навязываете ему его прошлые желания — то будет карма. Он свободен. Он сказал что-то, выразил желание, но затем он отверг это желание, отказался от него. Следовать прошлому будет кармой. Всегда в настроении ожидания последнего указания, нового указания.

#00:23:20#

На поле битвы генерал приказывает армии: «Идите в эту сторону». Затем он смотрит в подзорную трубу, видит, что обстоятельства изменились и говорит: «Нет-нет! Идите в ту сторону». Неужели солдаты скажут ему: «Но ведь вы дали указание двигаться в том направлении?» Это немыслимо. Он всегда свободен, Гурудев или садху. Его указание следует воспринимать так: я не должен быть привержен тому, что он сказал в прошлом. Это живое явление и независимое.

Шульц спросил у нашего Гуру Махараджа, он попросил: «Я хотел бы получить план действий хотя бы на неделю вперед». На что Гуру Махарадж ответил: «Я получил это указание пять минут тому назад. Как я могу составить для вас список заранее на неделю?»

#00:24:19#

Таким образом, мы имеем дело не с мертвым явлением. Конечно, для начинающих это затруднительно. Например, если мальчика учат писать буквы азбуки. Это определенная стадия — азбука. Ему говорят: «Пиши: а, б, в». Но затем ему постепенно открывают что-то новое и новое. Ему говорят: «Пиши диктант». И на этой стадии переписывание букв алфавита не будет эффективным, является неуместным.

Когда человек соприкасается с живым явлением, то он будет всегда пребывать в духе ожидания. Он будет ждать последнего указания. Последнее указание поступает, и мы следуем ему. Быть бдительным.

#00:25:26#

Кто?

Преданный: Бадринараян дас.

Шрила Шридхар Махарадж: Бадринараян. [Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол.]

Самый известный сиддха-бабаджи во Вриндаване. У меня был шанс несколько дней прожить во Вриндаване. Я хотел увидеть этого джентльмена. Он был самым уважаемым сиддха-бабаджи во Вриндаване. Но Прабхупад сказал, что он каништха-адхикари. Это было напечатано в «Гаудие». После того, как он совершил Враджа-мандала-парикраму, он заметил: «Этот Рамакришна Дас Бабаджи есть каништха-адхикари. Он копирует то, что было дано в качестве практик. Копирует практики садху, учеников. Он идет в стереотипном направлении [буквально]. Он призывает имя, совершает мадхукари, просит подаяние, он постится, и он читает «Бхагаватам» — формальное явление, то, что было рекомендовано для начинающих. Он лишен связи с живым явлением. Это лишь начальная стадия обучения.

#00:27:10#

В полиции есть подготовительный период, когда солдаты полицейских обучают каким-то элементарным действиям. Говорят: «Делай это, делай то». И этот человек занят такого рода обучением. Это каништха-адхикари. Ему неизвестен дух, он лишен связи с живым явлением. Но он находится на подготовительном этапе, когда он вновь и вновь повторяет определенный набор действий. Каништха-адхикар.

Так или иначе, я захотел увидеть его. И на протяжении двух или трех дней я наблюдал его. Он знал, что я член Гаудия Матха. Но я молчал, они ничего тоже мне не говорили: мы были скорее их врагами. И я пытался из-за всех сил понять его, увидеть, что он за человек.

#00:28:17#

Я увидел, что столь многие ученики почитают его. Их было два, три, четыре человека, они сидят вокруг него. То был день Нрисимха Чатурдаши, они читали «Бхагаватам»: он читал «Бхагаватам», они слушали, и временами он отпускал какие-то реплики. Я наблюдал. Я продолжал наблюдать, обозревать его деятельность, его поступки. Я смотрел и иногда мысленно обращал взор на Гуру Махараджа: этот человек таков, а Гуру Махарадж таков. И по прошествии двух или трех дней я пришел к заключению, к следующей оценке: этот человек изо всех сил пытается возвыситься до определенного уровня. Но Гуру Махарадж низошел с того уровня сюда, и он принес с собой живую программу. К такому заключению я пришел.

Он пытается изо всех сил возвыситься из этого измерения до того измерения, но наш Гуру Махарадж низошел из того измерения с определенным планом, определенным указанием: «Сделай то-то и то», с некими позитивными реалиями он низошел сюда, чтобы дать их людям. Он не принадлежит этому миру, он низошел из другого мира с определенным указанием.

#00:30:03#

А этот человек пытается из-за всех сил, находясь на своем месте, следуя рекомендациям писаний, в которых написано о Рупе, Санатане и о других. Соответственно этому у него есть некоторое представление о природе этих вещей и природе этой практики, и он пытается совершать эту практику теоретически: это рекомендуется, и я стремлюсь практиковать, совершать эту практику. И я получил желанный результат, пришел к заключению относительно этого человека. И я подумал: «Это каништха-адхикар», поэтому-то Гуру Махарадж и сказал: «Каништха-адхикар».

А трудиться под руководством Гурудева или садху, который уже член того измерения, — эта деятельность принесет желанный и живой результат. Не теоретическое «нечто», но практическое, в высшей степени благотворное. Различие состоит в этом: практическая необходимость.

#00:31:21#

Иногда нам дают указание делать какие-то простые заурядные вещи: рубить лес [буквально говорит Шрила Шрила Шридхар Махарадж], подметать, чистить. Какие-то практические действия, и практических действий от нас ожидают. Но это реальный бой, не стрельба холостыми патронами. Там — не подлинный, не реальный бой, но подготовительная стадия, тренировочный лагерь, не настоящая война. Лишь подготовительный период, тренировочный лагерь — не война.

#00:32:11#

Солдаты во время войны действуют не только в качестве солдат, но они и готовят, убирают, рубят лес и так далее. И это обладает подлинной ценностью. И когда мы следуем руководству подлинного Ачарьи, то чтобы мы ни делали, это принесет огромное благо: когда мы готовим пищу или пасем коров и так далее и тому подобное. Это возможно. Поскольку он совершает бхаджан, и быть задействованным в его деятельности означает получить высшую награду. Мне отплатят его монетой, не грубыми реалиями. Заплатят мне не рисом и не пшеницей, но золотом, золотыми монетами, если я служу, совершаю служение Гурудеву.

#00:33:15#

Конечно положение Гурудева — это самый важный фактор. Гуру должен быть реальным. Он не должен быть имитирующим Гуру. Если речь идет о подлинном садху, о подлинном Гуру, тогда убирать за ним его испражнения — это действие принесет большую награду, нежели поклонение Божеству, поскольку это действие обладает практической связью. Тогда как поклонение Божеству — есть стадия катиштха-адхикара. Каништха-адхикар — это нечто вроде репетиции в подготовке к выступлению. Мы должны понять эти вещи.

#00:34:05#

Ишвара Пури и Мадхавендра Пури. Ишвара Пури своими собственными руками убирал за ним испражнения и так далее.

[шлока]

Ишвара Пури делал это, но он стоит выше этой арчана кханды — поклонения Божеству. Он прошел эту стадию.

#00:34:35#
арча̄йа̄м эва харайе пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате
на тад-бхактеш̣у ча̄нйеш̣у са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣

На первый взгляд, поверхностно: гирлянды, цветы, предложение бхоги, чандана. Я не собираюсь принижать ценность этого явления. Оно необходимо, но служение гуру и вайшнавам практическим образом обладает большей ценностью, нежели вышеупомянутое явление. Мадхьяма-адхикари будет стремиться к этому: к служению Гуру и вайшнавам. Харе Кришна.

#00:35:17#

[шлока]

И этот Ишвара Пури является Гуру Махапрабху. Махапрабху принял мантрам от Ишвара Пури. А практика Ишвара Пури была подобная: когда его Гуру — Мадхавендра Пури — уходил из этого мира, в то время Ишвара Пури своими руками служил ему так. И это служение прославляется как ничто другое преданными. Харе Кришна, Харе Кришна.

Приближаться к духовному явлению на низшем уровне и быть связанным с подлинным служением — следует различать две эти реалии. Мы должны это знать. [Харе Кришна, Харе Кришна, Харе Кришна, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол.]

#00:35:55#

Преданный слон Гаджа-Радж: произошла продолжительная битва между слоном и одним [как это животное называется по-английски? Преданный: крокодил.] крокодилом (или в другие калпы он сражался с черепахой). Так или иначе, произошла битва. И по прошествии долгого времени, в течение которого они дрались, слон был изможден, потому что битва происходила в воде. Вода — это естественная среда обитания крокодила. Слон пытался выбраться на сушу, а крокодил затаскивал его обратно в воду. Так они долгое время сражались. Слон стал терять силы и взмолился Господу: «Пожалуйста, защити меня, спаси меня!» И Кришна явился и вызволил этого преданного-слона, спас его от крокодила.

#00:37:51#

Мы должны понять, кто этот слон. В своей прошлой жизни он был царем и жил в Южной Индии в Андарадеше. Когда этот царь совершал поклонение своему Божеству, в это время ему сообщили о прибытии Махариши Агастьи. Царь подумал: «Я занят служением, я поклоняюсь моему Божеству. Я не должен оставлять это занятие и идти встречать гостя Агастью. Агастья — преданный и йоги высшего типа. Если он не удовлетворен, тогда он может причинить большое зло моему царству». Сознательно царь сделал вид, что не услышал. Таким образом — стабдха, стабдхӣбхӯта — как будто бы он не слышит, якобы он не слышит. Он сделал вид, что не услышал. Закончил свое поклонение, затем вышел и отдал распоряжение о должном приеме гостя.

#00:39:22#

Поскольку он находился в то время в этом умонастроении — стабдхӣбхӯта, он делал вид, имитируя это определенное телесное состояние, когда человек не воспринимает реалии окружающего внешнего мира — стабдхӣбхӯта — когда он не воспринимает внешний мир. Таково обычное умонастроение или состояние слона. За это преступление в следующем рождении он был вынужден стать слоном. Однако он был преданным. Говорится, что ему пришлось стать слоном в следующем рождении, поскольку он сыграл роль слона в то время, когда от него требовалось, чтобы он оставил арчану и отправился принять преданного. Он должен был оставить арчану — поклонение Божеству — и принять преданного должным образом. Божество — в кукле, и Божество так же — в сердце преданного. И это присутствие (в сердце преданного) — более высокая концепция.

#00:40:55#

Живя в Калькутте, я приходил в Гаудия Матх. Однажды я спросил некого брахмачари, задал ему вопрос о Шри Мурти Махапрабху: «Это дару-мурти (сделанный из дерева) или манума?» И брахмачари очень эмоционально ответил мне: «Это сакшат Махапрабху, это Сам Махапрабху. Не следует считать Его сделанным из дерева или глины или чего-то подобного. Это Сам Махапрабху». Тогда я спросил: «Если Сам Махапрабху присутствует здесь, тогда тот, кто лучший среди вас, — ваш Гурудев — почему его нет здесь рядом с Махапрабху? Почему он находится на втором этаже, в другой комнате? А этот «Сам Махапрабху» оставлен здесь на улице? Какова причина?» И этот брахмачари опешил, услышав подобный каверзный вопрос, и попытался объяснить мне. Он сказал: «Он, Махапрабху, также находится там. В сердце Гурудева присутствует Махапрабху. Здесь присутствует Махапрабху, и там, в сердце Гурудева Махапрабху живет. Гурудев находится рядом с Махапрабху. Но Махапрабху в сердце Гурудева превосходит Махапрабху здесь». Я получил определенное понимание: «Да, может быть так». Я промолчал. Таким образом.

#00:42:53#
томара хридайе сада говинда-вишрама
говинда кохена-мама ваишнава парана1
арча̄йа̄м эва харайе пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате

Начинающий, новичок, бхакта начального уровня будет оказывать большее почтение Божеству, нежели вайшнаву. Не в такой степени. Поскольку он думает, что вайшнав — человек.

«Возможно, у него есть некоторая преданность, но это преданность есть и у меня так же. Я тоже поклоняюсь Божеству. Арча̄йа̄м эва харайе пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате, на тад-бхактеш̣у — но у этого преданного начального уровня отсутствует подлинная вера в преданных, са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣, он в большей степени связан с материальным аспектом реальности.

#00:43:50#
ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у, ба̄лиш́еш̣у двиш̣атсу ча
према-маитрӣ-кр̣попекш̣а̄, йах̣ кароти са мадхйамах̣2

Но преданный более высокого типа — преданный среднего уровня — будет дружить с другими преданными, ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у, према-маитрӣ. К обычным людям, к широким массам, будет проявлять доброту, разговаривая с ними о Господе, а тех, кто враждебен, станет избегать, будет равнодушен к ним, безразличен.

#00:44:38#

Нас в первую очередь интересуют преданные, поскольку живое присутствие Господа — в них. Это присутствие в Божестве не столь явное, не столь отчетливое, но здесь, в сердце преданного, это присутствие более ценно. Когда мы сумеем оценить это по достоинству, то мы становимся преданными среднего уровня. Четан — большее приближение к Господу, когда мы находим Господа в сфере сознания. Вайкунтха.

Рамануджа говорил: [шлока] Пять проявлений Господа описаны Рамануджей: Его параферналии, Его аватары (Матсья, Курма, нисходящие в этот мир), Его присутствие в сердце каждого живого существа, и арчан — низшее проявление Господа в материальном мире. И начиная с этого уровня, из материи Господь приводит живое существо в высшую сферу сознания — область вишуддха-саттвы.

Кришна, Кришна, Кришна.

#00:46:11#

Был задан вопрос: «Почему Рупа и Санатана — [осуществляли и] бхаджан, и арчан? Существуют различия между бхаджаном и арчаном. Рупа и Санатана так же установили Божества, однако они не являются преданными начального уровня, арча̄йа̄м эва харайе. Они имели дело с реалиями высшего порядка. Однако, тем не менее, установили Божества Говинда, Мадан-Мохан, Гопинатх?» Этот вопрос был задан.

#00:46:45#

И ответ следующий: они совершали бхаджан. Поклоняясь Божествам, они совершали бхаджан, не арчан. Мы должны понять различия между бхаджаном и арчаном. Арчан — низшего типа. Бхаджан — прямое служение, сакшат. Они не видят в арча, в Божестве, символ Махапрабху или символ Кришны, но речь идет о прямом контакте в их случае, отсутствие барьера между ними и объектом поклонения. Они пребывают в этом измерении: во Вриндаване, живут в нем.

#00:47:32#

Мадан Мохан говорит: «Санатана, Я не могу есть. Не в силах есть то, что ты подносишь Мне — без соли. Нужна соль». — «О, Ты пришел только для того, чтобы накормить меня соленой пищей. Хорошо! Как скажешь, пусть будет соль!» — «Нет-нет, Санатана! Я все равно не могу есть. Нужно добавить немножко гхи». — «Тогда в таком случае, почему Ты пришел к нищему? Ты мог бы есть в другом месте. Зачем Ты пришел ко мне, чтобы беспокоить меня? Где я возьму гхи и все остальное?» Таким образом их взаимодействие происходит.

Харе Кришна.

#00:48:26#

Шрила Шридхар Махарадж: Кто?

Преданный: Бадринараян Дас.

Шрила Шридхар Махарадж: Бадринараян Дас. Который час?

Преданный: Двадцать две минуты десятого.

Шрила Шридхар Махарадж: [Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол.]

Преданный: Махарадж, вопрос о том, почему они установили арчану, хотя уже совершали бхаджану?

Шрила Шридхар Махарадж: Они сделали это по указанию Махапрабху. Пять задач были возложены Махапрабху на Санатана Госвами. Шри Мурти пуджа пракаш, шастра, тиртха уддхара, садачара правартана — четыре явления, четыре задачи. Их осуществление было возложено Махапрабху на Санатану Госвами.

Харе Кришна.

 


1«Священные сердца Вайшнавов всегда служат местопребыванием Говинды. Сам Шри Говинда говорит: «Вайшнав — Моя жизнь». Поэтому Он не потерпит никаких оскорблений в их адрес».


2«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.73.