Долг и любовь
Анурага, божественная любовь. Любовь не означает прихоть, любовь — наиболее чистое явление, которое исключает все остальные явления. Даже виддхи-бхакти исключена, только любовь и красота — ничто другое, — любовь и красота, которые исполнены вкуса для Самодержца, которые неподвластны закону. Самодержец должен быть удовлетворен — таков стандарт, явление, которое зовется божественной любовью. Самодержец не заботится ни о ком и ни о чем, Он должен быть удовлетворен. Какое же внимание и какая погруженность в это явление необходимы! Это исключительное явление, все остальное отвергается.
Ученик: Любовь и долг.
Шрила Шридхар Махарадж: Долг — это другое явление. В концепции долга есть место для закона, скованность законом. Четыре тенденции побуждают нас действовать. Первая — страх. В низшем творении живые существа действуют, побуждаемые исключительно страхом, — животные и другие. Бхайа. Затем, на более высокой стадии, живые существа движимы чувством перспективы. Сначала они движимы страхом, затем на второй, более высокой ступени они движимы надеждой, перспективой: «Если я буду делать то-то и то-то, то обрету то-то и то-то». Третья стадия, третий уровень — долг, соображение долга, чувство долга. Такова третья стадия. А четвертая стадия — анурага: не стоит вопроса о долге, категория долга отсутствует.
Долг — это определенное понимание, определенное обязательство: «Если я не буду делать что-то, то буду виновен в преступлении». Такова третья стадия. На третьей стадии живое существо движимо сознанием долга. На четвертой стадии нет сознания долга вовсе, только любовь: «Я не могу не делать, я беспомощен, я подобен марионетке». Это анурага, четвертая стадия, на которой мы действуем. Четвертая стадия — наиболее чистое явление. Анурага: «Я не могу не действовать», такова анурага. А чувство долга — это явление более низкого порядка, и затем перспектива — на более низкой стадии, и, наконец, на самом низком уровне страх — мы действуем, побуждаемые страхом. Ты понимаешь?
Бхактивинод Тхакур описал эти явления для нас в своей «Чайтанья-шикшамрите», начиная от бхайи и заканчивая рагой, — четыре стадии движения. «Я не могу не действовать, я не могу отказаться, я беспомощен, сердце полностью, без остатка пленено Кришной, влечение к Кришне полностью пленило сердце, нет способа освободиться от этого влечения» — милость Бога обладает столь чарующей природой, столь интенсивна, что нет способа избежать этого влечения. Есть только служение Ему, и оно столь сладостно! И служение не в силу страха, не в силу перспективы, надежды, не в силу долга, но служение в состоянии беспомощности: «Не могу жить без этого явления, не могу не служить и чувствовать удовлетворение».
Редактор: Традиш дас