Происхождение души
Госвами Махарадж: На днях вы говорили о потенциальном состоянии джив в брахмаджьоти в Брахмалоке. И также вы говорили о том, как кто-то вступает в духовный мир и пробуждает свою идентичность. Его сознание было словно рассеянно, разбросано.
Шридхар Махарадж: Как-как?
Госвами Махарадж: Рассеянно, разбросанно. Он словно находился в безумии и не помнил свое духовное тождество…
Ученик: Подобно безумцу.
Шридхар Махарадж: Как?
Ученик: Подобно человеку, который бредит, сошел с ума.
Госвами Махарадж: В духовном мире, в Вайкунтхе - вы говорите - кто-то может словно забыть свое положение, и его сознание словно отвлечено. Он словно стал безумен до поры, до времени. Как мы можем понять то обстоятельство, что джива исходит из Маха-таттвы? Из Брахмалоки они приходят в саюджья или сварупья, салокья…
Шридхар Махарадж: Я сказал, что существуют две категории джив, приходящих в этот материальный мир. Одна категория – это те живые существа, которые уже пришли из Вайкунтхи. И их приход вызван потребностью, необходимостью нитья-лилы Кришны. Они приходят сюда в качестве… это часть лилы. Потребность, необходимость, возникающая в ходе лилы. И другая категория – это те, кто из Брахма-локи. Баланс, эквилибриум, состояние эквилибриума нарушается каким-то образом, и начинается движение, движение в Брахма-локе.
Госвами Махарадж: Начинается движение в Брахмаджьоти, да?
Шридхар Махарадж: Да, в Брахмаджьоти. И затем, благодаря влиянию этого движения свободная воля начинает свое действие, начинает двигаться буквально. Вначале движение общего характера. Акхара – то, что зовется «акхара» - становится «кхарой». Акшара-кшара, акхара-кхара начинается. Вначале то было нечто недифференцированное. И затем начинается дифференциация. Поскольку то, в действительности, есть измерение сознания... «Джьоти» означает «свет», свет сознания, имеющий природу сознания. Начинается дифференциация и движение в этом однородном нечто. И возникает (так сказать, возникает) индивидуальное сознание. Вначале (так сказать, вначале) отсутствие спецификации, затем возникает спецификация и, так сказать, возникает индивидуальное сознание.
Сознание наделено свободой воли. И благодаря свободе выбора, в силу свободы выбора из буферного состояния, маргинального, пограничного положения они (эти живые существа, индивидуальности) могут принять ту или иную сторону. Две стороны: сторона эксплуатации и сторона жертвенности, преданности. Используя свою свободу воли, они начинают движение. И в результате мы видим: одни приходят в мир эксплуатации, другие приходят в мир преданности. Если мы проанализируем это явление пристально и глубоко, то мы увидим вещи в таком свете.
Анадир бахир мук. Анади означает: то, что не имеет начала. Анади. Затем, почему после того, как эксплуатация заканчивается, они приходят… После того, как начинается эксплуатация, начинается время и пространство. Вначале как таковые концепции времени и пространства материального мира отсутствуют. Вначале бахирмуката. Бахирмук означает: тенденция, склонность к эксплуатации. Вначале, первое, что происходит – принятие стороны эксплуатации. А когда джива вступает в мир эксплуатации, то возникают факторы времени и пространства бренного мира. Мы говорим, что кто-то из живых существ выбирает сторону эксплуатации, кто-то отправляется в Вайкунтху. Таким образом, эквилибриум нарушается и начинается движение, динамизм. Динамизм этого мира, стороны эксплуатации, ложной стороны, негативной стороны.
Когда живое существо вступает в царство эксплуатации, то оно берет и принимает на негативной земле, на земле займа, и в результате становится проигравшим. Живое существо думает, ошибаясь, что благодаря эксплуатации оно будет выживать. Но в действительности оно становится проигравшим и рабом материальных соображений. Понимаешь, я ясно выражаюсь?
Госвами Махарадж: Есть один момент, который приводит меня в растерянность, в недоумение…
Шридхар Махарадж: Что именно?
Госвами Махарадж: На днях вы говорили, Тамал Кришна Госвами спрашивал о том, когда живое существо входит в Вайкунтху или Голоку. Вы сказали, что родственники, скажем, видя, что это живое существо всегда было там, но какое-то время оно было в безумии, и теперь пришло в себя.
Шридхар Махарадж: Это другая сторона. Когда бадха-джива (порабощенная душа, падшая душа, обусловленная душа) входит в необусловленную область бытия, тогда они не проводят различий. Поскольку речь идет о вечности, они склонны думать, что эта дружба, которая существует - носит вечный характер: «Мой друг, ты известен мне». Об этом идет речь. Они говорят, или Он (Кришна) говорит: «Друг Мой, ты Мой друг! Я всегда знал тебя, но был потерян, ты заблудился или как-то так, и теперь ты наконец-то вернулся. Но ты всегда Мой». Вечный аспект – когда они встречаются, то они думают, что «мы связаны вечно, но на какое-то время наш друг потерялся, его не было с нами временно».
Шридхар Махарадж: Когда вечный аспект… об этом идет речь, о вечности, то возникает такого рода представление, концепция: «Ты отсутствовал. И почему? Мы не можем понять. Долгое время… Ты оставил Меня, покинул Меня, и как ты мог жить? Как ты мог влачить существование?» Когда новый друг по прошествии долгого времени возвращается, то ему говорят: «Ты мой старый друг. Где ты был? И как ты мог жить, оставив меня или оставив нас? Я чувствовал великую боль разлуки с тобой, теперь ты вернулся, это очень хорошо». Таким образом, подобные события мы видим в этом измерении. Поскольку речь идет о вечности, и они думают, что эта разлука была временной. Временной в вечном времени; с точки зрения вечности, в вечности.
Ученик: Поскольку наш Шрила Прабхупад объяснял, что изначально мы все были существами, сознающими Кришну; но поскольку мы забыли это сознание, мы…
Шридхар Махарадж: Забвение, речь идет о забвении. Речь идет об обитателях Брахмалоки. Но мы никогда не были с Кришной. Я говорю, что существует две категории. В лиле иногда все устраивается таким образом, что некоторые из них приходят сюда. Они не помещаются в Брахмалоку. Это часть лилы. И существует другой класс, другая категория: приходящий в этот мир из Брахмаджьоти, Брахмалоки. Мы видим две категории, двумя способами джива приходит к Кришне в Голоку.
Госвами Махарадж: Наш Прабхупад…
Шридхар Махарадж: Скажем, какой-то высокопоставленный государственный чиновник может быть отправлен в провинцию, в глубинку, чтобы выполнять какие-то обязанности. А провинциальный чиновник может быть вызван в столицу и поставлен на высокую должность. Нечто в этом роде.