Чем больше свобода – тем больше ответственность

#01:26:57#

Преданный: Махарадж, у меня есть вопрос, связанный с другим предметом. Когда джива находится в тисках майи, какой степенью независимости она в действительности обладает?

Шрила Шридхар Махарадж: Согласно ее положению: дерево обладает меньшей независимостью, свободой воли, человек обладает максимальной независимостью, свободой воли. Так же существует следующая градация такого рода: аччхадита-четана (скрытое сознание), затем — санкучита-четана (узкое сознание), затем — мукулита-четана (распускающееся сознание). Деревья — узкое сознание, затем — животные. Распускающееся сознание — человеческие существа. По мере продвижения ввысь степень ответственности увеличивается. В кромешной тьме его движения будут менее производительными. И степень милости, снисходительности к нему более велика, но по мере того, как живое существо занимает все более и более высокое положение, его преступления будут рассматриваться, как более значительные.

#01:28:30#

Таким образом, чем более велика свобода, тем более велико чувство ответственности и степень наказания. Наказание становится все более серьезным. Если садху делает что-то предосудительное, конечно, его ждет более серьезное наказание.

В целом на Вайкунтхе отсутствует наказание. Что ушло, то ушло. Пусть мертвые хоронят своих мертвецов. Но степень жертвенности должна быть очень велика. Мы имеем дело с очень ценными реалиями. Поскольку в сознании Кришны подписывается соглашение, договор о безраздельном вручении себя. «Ничто не принадлежит мне, все принадлежит Ему» — подобного рода высокая степень жертвенности, подобное соглашение следует подписать искренне, и тогда мы будем находиться в измерении милости. [Харе Кришна, Харе Кришна, Гаура-Харибол.]