Материальный ум – тень духовного

#01:31:52#

Преданный: Махарадж!

Шрила Шридхар Махарадж: Да!

Преданный: Кришна говорит: «Ман-мана̄ бхава мад-бхакто1 — зафиксируй на Мне твой ум». Когда мы фиксируем ум на Кришне, то ум очищается. Когда живое существо возвышается до духовного мира, вступает ли оно в духовный мир с очищенным умом? Или оставляет его позади?

Шрила Шридхар Махарадж: Да, есть реальный ум, а это — тень, отражение изначального ума. То, чем мы обладаем в настоящее время — это теневой ум. Ум относится к тому измерению, где присутствует симпатия и антипатия, влечение к чему-то и отвращение к чему-то. Санкалпа-викалпа: я хочу этого, я хочу отвергнуть то, я хочу избежать. Эти два противоположных желания живут в уме. И там так же: ум присутствует там, все присутствует там. Но здесь в центре стоит «я», самость, эго, там в центре стоит Бог.

#01:33:05#
анйера хр̣дайа— мана
мора мана— вр̣нда̄вана
‘мане’ ‘ване’ эка кари’ джа̄ни
[та̄ха̄н̇ тома̄ра пада-двайа
кара̄ха йади удайа
табе тома̄ра пӯрн̣а кр̣па̄ ма̄ни]2

Махапрабху говорит. У них есть умы, мышление: я хочу чего-то для служения Кришне, я не хочу чего-то ради служения Кришне. Кришна является единственным объектом, предметом интереса — Его любовь, Его удовлетворение. А здесь — эгоцентрический мир, в центре стоит бренный мир: когда в центре стоит «я», или семья, или страна, или нация, или любой иной центр.

#01:33:48#

Преданный: Можно ли сказать, что единственное различие между материальным умом и духовным умом — это вопрос чистоты?

Шрила Шридхар Махарадж: Вопрос чистоты. Критерий таков: интерес Кришны и другой интерес. Один человек может пожертвовать собой ради страны, но это не Кришна. Быть готовым пожертвовать собой ради удовлетворения Кришны — [жертва] в высочайшей степени, таким должен быть критерий. И все присутствует там. А то, что присутствует здесь — это искаженное отражение.

Который час?

Преданный: Без пяти десять.

Шрила Шридхар Махарадж: [Харе Кришна, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол.]

#01:34:47#

Я хочу расспросить о здоровье Вайшнава Чарана и его матери. С ними все хорошо? Здоровье в порядке? Я получил письмо от нее. Письмо от Вайшнав Чарана и его матери месяц тому назад, возможно. И я ответил на это письмо. В нем они пишут, что будут совершать паломничество в Индию. Тебе что-нибудь известно об этом?

Преданный: Я не знаю, когда они приедут.

Шрила Шридхар Махарадж: В письме говорилось, что они отправятся в паломничество в Индию перед церемонией, до Ятры. Я попросил их: «Когда вы будете в Индии приходите ко мне. Я считаю тебя моей дочерью» — написал я ей.

#01:35:49#

Вайшнав Чаран — очень многообещающий, подающий надежды вайшнав. Когда я упомянул Говардхана-шилу. Кто-то сказал ему: «Когда Махарадж приехал сюда он привез вначале Говардхана-шилу». Мальчик заметил: «Как это замечательно! Как чудесно!» Такое восклицание изошло из его сердца. «Как чудесно! — сказал он, — что этот поход начался только с Говардхана-шилы! Как чудесно!» — сказал он. Он продемонстрировал чувства своего сердца, внутреннего сердца. [Харе Кришна, Харе Кришна. Гаура Хари, Гаура Хари, Гаура Хари, Гаура Хари, Гаура Хари.]

 


1См. «Бхагавад-гита», 18.65.


2Пребывая в настроении Шримати Радхарани, Чайтанья Махапрабху сказал: «У большинства людей ум и сердце слиты воедино, однако Мой ум никогда не покидает Вриндавана, поэтому Я считаю, что он един с Вриндаваном. Мой ум и есть Вриндаван, а поскольку Вриндаван Тебе очень дорог, прошу, освяти его прикосновением Своих лотосных стоп. Я сочту это величайшим проявлением Твоей милости» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.137).