Баладев, Кришна, Радхарани и самопознание Абсолюта

Пхулангана Деви Даси: Я читала в шастре о том, что Бог не знает Себя.

Шрила Шридхар Махарадж: [Смеется.] Нирджагуна. Ему известны Его качества, Ему известна Его природа, и ради этого Он словно принимает иной облик, облик Баладева. У Него есть шакти.

#01:35:32#
сукха-рӯпа кр̣ш̣н̣а каре сукха а̄сва̄дана
бхакта-ган̣е сукха дите ‘хла̄динӣ’ — ка̄ран̣а1

Он способен чувствовать Себя в качестве абсолютного экстаза. Но для того чтобы сделать этот экстаз отчетливым [буквально], в данном вопросе наш единственный источник помощи — его потенция, хладини. Он полон экстаза, и для того чтобы этот экстаз дать нам, необходима некая потенция. Он чувствует Себя как анандам, но для того чтобы раздать этот анандам другим, необходима потенция. И Его потенция, которая раздает Его другим, является Его внешним «Я». Нет ничего кроме Него (или вне Его), все находится в Нем в определенном смысле и не в Нем — это также имеет место быть. Но благодаря Его потенции Он становится известен другим. И также потенция экстатической части Его существа…

#01:37:15#

Воля, мышление и чувства — чтобы мы поняли, о чем идет речь, в целом возможна следующая классификация различных реалий таким образом. Мышление, анубхути — то начало, которое способно понимать, способно чувствовать. Это начало главным образом в Кришне. Но Он чувствует самоудовлетворение, и это самоудовлетворение также является Его частью, но эта часть названа хладини, ананда-амша, сат-чит-анандам — Тот, Кто чувствует, и Та, Которую Он чувствует, объект экстаза. И энергия, которая поддерживает существование двух других начал. Эти три аспекта Абсолюта.

#01:38:25#

В шастре описано: Кришна — чувствующий, Он главным образом чувствующий или мыслящий. Он чувствует Себя как ананду, и эта часть (то, что Он чувствует), представлена в своей полной форме в Радхарани. И Он очарован красотой Радхарани. Мыслящее начало (главный аспект Абсолюта — это аспект мышления) очаровано аспектом того, что чувствуется. А Баладев представляет существование, бытие в целом, основание, фундамент целого, воля. Баладев — это воля, энергия, и Мыслящий, Чувствующий, и Хладини — То, что чувствуется, экстатическое Начало, Экстаз. Таким образом, эти реалии были разделены на три категории ради нашего понимания. Но в целом все — суть единое целое.

#01:39:46#

И здесь есть нечто большее, что необходимо понять. Что-то находится под началом Баладева, и что-то — под началом Радхарани, этих двух аспектов. Сакхья-раса, ватсалья-раса — все это находится под началом Баладева, существование, а мадхура-раса — это отдельное явление, находящееся под началом Радхарани. Транзакция, взаимодействие тотально в рамках мадхура-расы, но это отдельный департамент. В очень тонкой форме эти реалии описаны таким образом.

#01:40:31#

Говорится: когда Дварака-Кришна видит портрет, изображение Вриндавана-Кришны, то Он очарован, видя Его красоту: «Я был таким прекрасным в Мои вриндаванские дни!» Он очарован. Он Сам есть сукха, сукха-рӯпа кр̣ш̣н̣а каре сукха а̄сва̄дана. Форма счастья, сукха-рупа. Сат-чит-ананда в целом представлена в Нем, но если мы будем рассматривать Его природу более пристально, дифференцировано, то мы увидим подобное: аспект хладини, аспект мышления (Васудева). Принцип мышления или мыслящего, принцип существования и объект мышления или объект стремления. Гьяна-бала-крийа ча, как сказано в Упанишадах.

#01:41:45#
[пара̄сйа] ш́актир вивидхаива ш́рӯйате
[сва̄бха̄викӣ] джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча2

Бала значит энергия, сила; гьяна значит Тот, кто чувствует, Наслаждающийся; а крийа значит виласа, игры, которых Он жаждет, к которым Он стремится. Он отдал, вручил Себя волне игр. Гьяна-бала-крийа ча — воля, мышление, чувства, эти три аспекта Абсолюта. Каждый из этих аспектов занимает свое соответствующее положение, но в конечном счете они — суть единое целое, одно целое. Но когда они дифференцированы… Дифференцированы они вначале в три группы, а затем возникают многочисленные ветви, различные группы. Но одна группа не является независимой от других, они взаимосвязаны.

[Харе Кришна, Гаура-Харибол, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол.]

 


1сукха-рӯпа кр̣ш̣н̣а каре сукха а̄сва̄дана / бхакта-ган̣е сукха дите ‘хла̄динӣ’ — ка̄ран̣а — «Хотя Господь Кришна — воплощение счастья, Он наслаждается всеми видами духовного блаженства. Блаженство, которое испытывают преданные Кришны, также проявлено Его энергией наслаждения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.158).


2

там ӣш́вара̄н̣а̄м̇ парамам̇ махеш́варам̇
там̇ девата̄на̄м̇ парамам̇ ча даиватам
патим̇ патӣна̄м̇ парамам̇ параста̄д
вида̄ма девам̇ бхуванеш́ам ӣд̣йам
на тасйа ка̄рйам̇ каран̣ам̇ ча видйате
на тат-самаш́ ча̄бхйадхикаш́ ча др̣ш́йате
пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате
сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча

«Верховный Господь — владыка всех владык, величайший среди повелителей всех планет. Каждый находится у Него в подчинении. Каким бы могуществом ни обладали живые существа, они получают его от Верховного Господа. Никто из них не является независимым повелителем. Господь, которому поклоняются все полубоги, — верховный повелитель, а все остальные повелители подвластны Ему. Он выше всех правителей этого мира и достоин всеобщего поклонения. Никто не может превзойти Верховного Господа, высшую причину всех причин. Тело Господа не похоже на тело обыкновенного существа. Его тело неотлично от Его души. Он абсолютен, и все Его чувства духовны. Каждый из Его органов чувств может выполнять функции любого другого органа. Поэтому на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он. Его энергия бесконечна и многообразна, поэтому все Его деяния вершатся сами собой, естественным образом» («Шветашватара-упанишад», 6.7–8).