Три аспекта Господа Шивы

Ученик: Я бы хотел спросить об Адвайте Прабху. Как он связан с Маха-Вишну и Садашивой?

#00:00:13#

Шрила Шридхар Махарадж: Маха-Вишну и Садашива. Внешнее проявление — Шива. Во внутреннем проявлении мы рассматриваем его как Маха-Вишну и Садашиву (преданного Шиву). Не как владыку этого мира, который наказывает обусловленные души, разрушая творение — не в таком качестве, но как вайшнава. [Санскрит.] Садашива.

#00:01:01#

Царство Садашивы находится ниже Вайкунтхи. Шива заключает в себе одновременно личностные и безличные черты, дифференцированное и недифференцированное начала. Вираджа, Брахма-лока — это недифференцированная область. И существует измерение Вайкунтхи, сторона преданности, а также сторона, которая захватывает, — мир эксплуатации. Таковы три ипостаси, концепции Шивы, три его аспекта. Маха-Вишну и Садашива — это Вайкунтха, низшее измерение Вайкунтхи, дифференцированная область. Также высшая часть дифференцированной материальной области присутствует в его личности и, кроме того, — недифференцированная, пограничная, буферная зона.

#00:02:11#

[санскрит]

Концепция Шивы сложна для понимания, потому что он многогранен. Дифференциация с этой стороны [материального мира], а также дифференциация с той стороны [духовного мира], а на границе — отсутствие дифференциации, отсутствие качеств. На этой стороне он — владыка эксплуатации, на той стороне — слуга Нараяны. Таково особое положение Махадевы.

#00:02:54#

Бхога, тьяга и сева. Шива представляет бхогу. В этом мире он — наслаждающийся майей, лидер оппозиции, супруг майи. На другой стороне он — слуга Вишну. Существует также пограничное, срединное положение. Наслаждение [бхога], отречение [тьяга] и служение [сева] — три явления вместе: Махадева. Иногда он наслаждается здесь. Но он всегда стремится к тому, чтобы выбраться из этого положения. Он нищий, но он женат, у него есть дети, иногда он живет с ними, а иногда блуждает словно нищий. Отречение. Иногда он сражается с Нараяной, Вишну, создает оппозицию и поддерживает демонов. Временами же он очень покорен Господу и молится Ему, говоря: «Почему Ты возложил на меня столь ужасную обязанность? О мой Господь, Ты наделил меня этой функцией, этим долгом, что нежелательно для меня. Я вынужден сражаться с Тобой ради блага моих учеников-демонов». Это смешанное явление: начало Вайкунтхи и высшее измерение майи, включая отречение, промежуточную зону. [Санскрит.] Он вне себя. «Я разочарован». И жалуется на себя: «Что делать? Что делать?» [Следует непонятная фраза.]

Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе! Харе Рама!..

#00:06:02#

Ученик: Мне хотелось бы ей что-то сказать, но я сам ничего не знаю о Рама-Кришне.

#00:06:13#

Шрила Шридхар Махарадж: Но что она сказала?

Ученик: Она говорила что-то, но я не смог ответить на ее вопросы, на ее утверждения, согласно которым...

#00:06:21#

Шрила Шридхар Махарадж: Харе-Кришна и Рама-Кришна — суть одно и то же. То есть она считает: «Я удовлетворена Рама-Кришной», но вы не знаете Его должным образом. Что вы знаете о Рама-Кришне? Скажите! Вы не знаете, кто Он такой! Он одновременно Рама и Кришна, объединение Рамы и Кришны. Рама-Кришна. Что вам известно о Нем?

Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

#00:07:02#

Ачьютананда говорил, опираясь на свой опыт: «Куда бы я ни отправился в Индии, я видел, что образованные люди находятся в руках миссии Рамакришны. Мы вынуждены сражаться с ними. Наш главный враг — миссия Рамакришны. Мы вынуждены сражаться с ними, желая оказать людям благо. В основном интеллигенция находится под влиянием миссии Рамакришны». Они говорят: «Любая религиозная концепция, какой бы вы ни следовали, есть благо». Я сказал: «Мы ненавидим Рамакришну. Если человек, услышав нашу проповедь, возненавидит Рамакришну, то он достигнет спасения. Вы готовы принять подобную идею? Вы же готовы принимать любые мнения? Правильно? Так вот это мое мнение. И ваше худшее убеждение состоит в том, что Рамакришну следует принимать как высший авторитет».

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:08:51#

Основанием его [Рамакришны] движения служит философия Шанкарачарьи, майявада. Все есть сагуна, майя, все есть ложное представление. И существует разнообразие в рамках ложного представления: саттва-гуна, раджа-гуна, тама-гуна. Заблуждение может быть глубоким, более глубоким и менее глубоким. Может быть саттва,раджа, тама. И все это заблуждения. Существует классификация ложных представлений, заблуждений. Подлинные же концепции за пределами нашего знания. Вкратце такова суть их идей.

#00:09:56#

Подлинная концепция находится за пределами нашего восприятия — это неведомое и непознаваемое. Это можно сравнить с состоянием глубокого сна без сновидений. Такова концепция «истины». А все, что мы воспринимаем, это ложные представления в той или иной степени. Хорошее или плохое — разновидность ложного представления. Такова философия Шанкарачарьи.

#00:10:37#

Существует истина. Мы можем пробудиться в мире истины, и там также существует градация, иерархия. Как мы можем понять истину? Какого рода жизнь мы можем вести там? Нечто прямо противоположное этому миру заблуждений, миру эксплуатации. Природа там прямо противоположна [природе материального мира], это природа жертвенности, преданности. Мы можем понять, что такое жертвенность. Мы должны понять, что такое эксплуатация, первоисточник заблуждения. Первоисточником, корнем [заблуждений] является эксплуатация, природа которой прямо противоположна [природе] жертвенности.

Харе Кришна! Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Редактор: Традиш Дас