Садхана-сиддхи и крипа-сиддхи

#00:13:11#

Шрила Шридхар Махарадж: Кто?

Преданный: Судама Кришна дас.

Преданный: Свами Махарадж рассказывал о сиддхи двух типов: садхана-сиддхи и крипа-сиддхи.

Шрила Шридхар Махарадж: Это другой вопрос. Садхана-сиддхи и крипа-сиддхи. Садхана-сиддхи также присутствует в подразделении. Так или иначе, крипа-сиддхи означает: «когда милость высшего вайшнава приходит к личности низшего типа» — это крипа-сиддхи. А садхана-сиддхи — тот, кто совершает усилия с помощью писаний, служения, с большими трудностями пытается шаг за шагом возвышаться до уровня према-бхакти — это садхана-сиддхи. Тяжкими усилиями, шаг за шагом. А крипа — неожиданно, милостью великого преданного человек может достичь цели, совершить значительный прогресс — это крипа-сиддхи.

#00:14:51#

Крипа — это неизвестно: прольет ли некий вайшнав или Гуру неожиданно, пошлет ли он мне что-то? Я не знаю, я не уверен в этом. Поэтому мы должны стараться зарабатывать это достижение нашим потом, с помощью всех ресурсов, находящихся в нашем распоряжении, мы будем пытаться прийти к цели. В целом это так. Но крипа-сиддхи означает: «неожиданно на пути кто-то помогает мне, приходит на помощь». Крипа-сиддхи означает ситуацию, когда человек, пытаясь заработать деньги, неожиданно получает некий капитал. Но человек не должен ждать крипа-сиддхи, поскольку придет ли эта милость или нет — неизвестно. Мы должны стараться с тем, чтобы медленно, но верно, совершая усилия, достичь цели.

#00:16:06#

Преданный: Свами Махарадж однажды сказал: «Иногда человек не способен следовать садхана-сиддхи, но он обладает великим желанием совершать служение Кришне. И по милости Кришны он также может достичь совершенства».

Шрила Шридхар Махарадж: Но искреннее желание служить Кришне — это не пустяк, это нечто очень великое, очень великое явление. Искреннее стремление к Кришне — татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇1 — это анурага-бхаджан.

В беседе Рамананды Рая говорится: «Есть только одна цена Божественной Любви. Какова она — наша лаульям, наша жажда, наше горячее желание обрести это явление? Высочайшая квалификация необходима. Мы искренне хотим этого явления, действительно хотим. И это желание есть капитал: голод является капиталом здорового человека.

#00:17:36#

Преданный: Человек может быть искренним, искренне стремиться к служению.

Шрила Шридхар Махарадж: Это не так-то просто: вначале сукрити: агьята-сукрити, гьята-сукрити. Затем — шраддха, затем — садху-санга, затем начинается подлинная реализация. Но изначально все зависит от сукрити. А сукрити также происходит из крипы. Через Его посредников Он пытается помочь этим независимым душам. Все души независимы — они обладают свободой выбора, но Его посредники работают таким образом, что они пытаются использовать энергию человека. Иногда он это сознает, иногда нет. Они пытаются использовать его энергию в служении Кришне, и так приходит сукрити.

#00:18:22#

Вначале из крипы приходит сукрити (духовная удача). А крипа-сиддхи: в своей прошлой жизни человек что-то обрел, а в этой жизни, неожиданно, этот капитал пришел ко мне. Люди думают: «О, внезапно подобная перемена произошла в нем!» Но это божественная воля, санкция свыше. Но мы не должны ждать крипу. Придет она или нет — неизвестно. Если она явится ко мне, то очень хорошо, но может не прийти. Это не означает, что я должен сидеть праздно — я должен совершать усилия. Таким будет разумный подход.

#00:19:23#

Преданный: Лично мне на данном этапе моей жизни трудно поддерживать садхану, но мне нравится служение: я чувствую, что когда я не служу, то это — напрасная трата времени.

Шрила Шридхар Махарадж: Тот, кто находит в служении вкус — это свидетельствует о том, что обладает сукрити из прошлого. А иначе как служение могло бы быть привлекательным для него? Служение означает полноту самопожертвования. Служение не означает служение в этом мире: зарабатывать деньги и наслаждаться. Нет. Не служение такого рода. Но полнота служения: окончательное вручение себя высшему Существу, жертвенность, преданность. Окончательное — не временное служение: служить какое-то время, получить награду и насладиться этой наградой. Нет! Не об этом идет речь — служа, я буду зарабатывать деньги, наслаждаться. Это не есть служение, это — наслаждение.

#00:20:29#

Преданный: А что если наши желания смешаны?

Шрила Шридхар Махарадж: Необходимо растворить эго раз и навсегда и затем пытаться жить. Это нечто большее, чем освобождение.

#00:20:46#

Это нечто большее, чем освобождение, большее, чем спасение. Это служение находится на другой стороне освобождения. И это не временное явление: я буду служить, я получу награду, я буду наслаждаться — это не есть служение, это — карма. Это находится в юрисдикции кармы: выполнять долг, накапливать энергию, а затем наслаждаться этой энергией. Это систематическая жизнь — не воровать, но работать и наслаждаться. Это карма, не викарма, не преступление. Зарабатывать и жить, зарабатывать и есть — это карма. А воровать и есть — это викарма. Но и то и другое относится к юрисдикции наслаждения. А отречение — это отсутствие веры в наслаждение, поскольку наслаждение реакционно. Поэтому тотально, в самом корне уничтожить это явление — наслаждение — и свести себя до нуля, вечный сон. «Я не хочу пробуждаться. Если я проснусь, то я окажусь в мире реакции, поэтому я не хочу просыпаться». Вечный сон. Это цель, к которой стремятся последователи школы отречения.

#00:22:18#

А служение… Может показаться, что служение означает проигрыш. «У меня нет эгоистических наслаждений, я хочу удовлетворять другого». Но это истинный капитал души. Это явление способно привести меня в измерение души, где каждый служит, где каждый является частицей служения. Подобно тому, как здесь все живые существа являются эксплуатирующими элементами, в том измерении все являются служащими элементами. И наша душа есть дитя той почвы. А ум — частица этого мира наслаждения, внешней оболочки, покрытия.

#00:23:16#

Преданный: Ум столь могущественен.

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, ум могущественен. Для того, кто является куклой в его руках, ум могущественен. Разумный человек способен контролировать ум. Ум предлагает все, что угодно, делает любое предложение наслаждаться. Но разумный человек не следует диктату своего ума, контролирует свой ум постоянно.

 


1кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣, крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате / татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇, джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате – «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за сотни и тысячи жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70).