Голод по небесному нектару

#00:11:05#

Преданный: Кажется, что бхакти-марга — это путь одиночки. Не так-то много людей, серьезно настроенных.

Другой преданный: Он жалуется, что не очень много серьезных людей. Он один, чувствует одиночество.

Шрила Шридхар Махарадж: Он чувствует, что он одинок, да?

Другой преданный: Да. Он не находит на этой бхакти-марге, на пути преданности, серьезных преданных, вайшнавов, не находит желанного общества.

Шрила Шридхар Махарадж: Почему? В ИСККОН или в Вашем Матхе, где Вы чувствуете себя одиноким?

Преданный: Я ищу кого-то, кто способен дать мне духовную пищу, благодаря которой я смогу прогрессировать.

Шрила Шридхар Махарадж: Вы чувствуете, что не получаете помощи извне? Вы голодаете?

Преданный: Да, я голодаю.

Шрила Шридхар Махарадж: Голодаете. Но это — также признак прогресса. Есть многие вещи, которыми можно наслаждаться, но Вы ничем не наслаждаетесь. Почему? У Вас есть нечто внутри, благодаря чему Вы не можете наслаждаться тем, что есть. Вы ищете, искренне ищете чего-то, бес чего Вы чувствуете: Вы голодаете в отсутствии этого «нечто». Но столь многие вокруг не голодают, столь многие другие — у них пищи в изобилии, но Вы не находите для себя пищу. У Вас есть что-то, у Вас уже есть что-то. Но Вы не позволяете себе есть все подряд. Вы голодаете — это означает, что Вы ищете настоящую, подлинную пищу. Расо-вайсах. Основная пища, которую Вы ищете, главная пища. Вы не можете ее найти — и это знак прогресса. Это хороший признак: Вы чувствуете, что голодаете.

Преданный: Сколько еще продлится это голодание?

#00:13:54#

Шрила Шридхар Махарадж: Жизнь вечна, а душа — бессмертна, поэтому невозможно умереть от голода. Это — линия голода. Даже Сам Махапрабху говорит: «Не единой капли нектара, которого Я ищу, Я не обрел». Что говорить о других? Великие преданные утверждают: «Мы голодаем». Есть особая птица, называется на санскрите «чатака». Ее взор всегда устремлен в небеса, и она молит о капле воды. Во время наводнения воды в изобилии в других местах, но она не касается воды с земли. Но всегда молит о воде с небес, о капле воды с небес, ее внимание всегда обращено к небесам, она молится о капле небесной воды.

вирачайа майи дан̣д̣ам̇ дӣнабандхо дайа̄мӣ ва̄
гатир иха на бхаваттах̣ ка̄чид анйа̄ мама̄сти
нипатату ш́ата-кот̣ир нирбхарам̇ ва̄ нава̄мбха̄с-
тадапи кила пайодах̣ стӯйате ча̄такена1
#00:15:40#

Рупа Госвами написал эту шлоку. Вода есть в изобилии. Но — только дождевая вода, Кришна-крипа, капля нектара, милости Кришны. Без нее невозможно пить что бы то ни было, остается голодать.

Однажды три брахмачари обратились к нашему Гуру Махараджу. Они хотели сказать что-то, но колебались. Тогда Прабхупад спросил их: «Вы хотите сказать что-то мне, но не говорите? Что вы хотите сказать?» Тогда они признались: «Мы много лет назад пришли сюда, но не видим никакого реального прогресса в нас». Тогда Прабхупад сказал: «Так вы это хотели сказать мне? То, что вы говорите — это правда? Вы искренни, когда говорите, что чувствуете отсутствие прогресса, что вы ничего не получили? Вы искренне утверждаете это?» — «Да, искренне». — «Тогда все в порядке. Идите, продолжайте выполнять свои обязанности, вы — на истинном пути».

#00:17:06#

Поиск Безграничного таков. «Я удовлетворен тем, что я получил» — это майя, ограничение, предел. Майя означает нечто измеримое, ограниченное, то, что имеет предел, конец. Но если я связан с Безграничным, не имеющим предела, конца, тогда я всегда испытываю жажду.

Преданный: Я не вижу, но я понимаю, общаясь с преданными, что у Вас есть эта капля. Не могли бы вы поделиться с нами?

#00:18:00#

Шрила Шридхар Махарадж: У Вас тоже есть что-то, ведь Вы не ищете другую пищу, которая есть в изобилии вокруг. Почему Вы отказываетесь от пищи, которая доступна вокруг? Вы голодаете, потому что Вы ищете только одного, некоего одного вкуса вы ищете, хотите пить и есть это нечто, каплю нектара. У Вас есть знание об этом нектаре, поскольку Вы не прикасаетесь к тому, что не является нектаром. Вы хотите нектара — это подразумевает некий прогресс. Косвенно Вы знаете что-то о нектаре: это — не нектар, это — не нектар, то — не нектар. У Вас есть некоторые знания о нектаре, и Вы стремитесь к нему. Косвенно мы все равно чувствуем удовлетворение, когда беседуем с преданными, находимся в их обществе. Это общество — источник сладостной пищи для Вас, для нас всех. Садху-санга, шастра-санга:

#00:19:35#
тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣2

В «Бхагаватам», после того, как танец-раса был закончен, Кришна исчез. Гопи безумно искали Кришну. Танец-раса завершился, Кришна исчез, они искали Кришну. И в это время они пели так, из их сердец, очарованных обществом Кришны, — это нектар, истекающий из их сердец. Они говорят: тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇. Они говорят многое, прославляя сладостное общество Кришны, и в числе прочего они говорят: тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇. Капля воды в огонь — это Твоя катха̄мр̣там̇.

[Обрыв записи.]

 


1Цитируется первый стих неозаглавленной песни из первой книги сборника песен Шрилы Рупы Госвами «Ставамала». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж приводит этот стих Рупы Госвами в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» (7.21): «О друг бедствующих! Ты волен покарать или вознаградить меня, но во всем мире Ты — мое единственное прибежище. Гремит ли страшный гром, или с неба льет долгожданный дождь, птица чатака, пьющая только капли дождя, непрестанно поет хвалу пославшей их туче». Стих предваряется такими словами: ануграха-ниграха̄бхедена севйа̄нура̄га эва а̄тма-никшепах̣ — «Подлинное посвящение себя Господу — глубокая привязанность к своему Владыке, когда равно принимаешь и награду, и кару».


2«Одним лишь словом Своим ты исцеляешь раны страждущих, вселяешь надежду обреченным, смываешь грехи с грешников, даешь силы ищущим. И нет в мире большей радости, чем слышать слово о Тебе, чем петь Твою славу» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9).