Без связи с преданностью знание и отречение, карма и йога лишены ценности

То явление, которое столь высоко ценится, драгоценно в юрисдикции карми и гьяни, обладают важностью, своей собственной, в рамках своей юрисдикции, но когда речь идет об ананйа-бхакти, то эти явления не обладают ценностью. Бхакти есть все и вся, бхакти — это полнота, целое. Бхакти не зависит ни от чего иного.

#00:03:04#
Бхактйа̄ сан̃джа̄тайа̄ бхактйа1

Бхакти обладает чистотой высочайшего типа, высшей природы. Жертвенность не может быть осквернена, не может содержать в себе примеси эксплуатации и отречения. Отречение и эксплуатация осквернены по самой своей природе. Какой же вклад в дело очищения они могут внести? Они уже заведомо осквернены — эксплуатация и отречение. И нормальным явлением должна быть приверженность, верность, преданность Абсолюту. А высочайшая стадия приверженности Абсолюту заключена в сознании Кришны, полнота вручения, отдания себя без каких-либо иных соображений.

#00:04:06#
бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на2
эи саба са̄дханера ати туччха бала
кр̣ш̣н̣а-бхакти вина̄ та̄ха̄ дите на̄ре пхала3

Тот малый вклад, который они [карма и гьяна] способны внести, — даже этот вклад зависит от милости бхакти. Но бхакти не зависит ни от чего иного, она совершенна в самой себе. Осознать этот факт необходимо. И эта истина станет очевидной. Мы должны преподнести эту истину таким образом, чтобы она была очевидна — облечь ее в соответствующую форму. Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на.

#00:04:57#

Вайрагья. Гьяна и вайрагья. Независимо они не могут существовать.

ва̄судеве бхагавати бхакти-йогах̣ прайоджитах̣
джанайатй а̄ш́у ваира̄гйам̇ джн̃а̄нам̇ ча йад ахаитукам4

Гьяна и вайрагья лишены ценности. Они являются косвенными следствиями, побочными явлениями бхакти, они следуют за преданностью, гьяна и вайрагья. В этом случае они обладают неким положением, но без бхакти, независимо, сами по себе, как знание, так и безразличие к миру лишены какого бы то ни было положения. Это негативная сторона. Без поддержки, без основания в виде позитивного начала, негативное не может существовать.

#00:05:49#

Они обладают определенной ценностью, смыслом. Вайрагья обладает смыслом, знание содержит некую истину, когда за этим стоит реальность, но ложное знание лишено ценности, ложная оценка, ложное восприятие лишено ценности. И независимость от мира как таковая может обмануть нас, лишить нас позитивного нектара, поэтому лишена ценности. Но когда за ними стоит позитивное явление, бхакти, служение, тогда и равнодушие, безразличие к миру, и знание обладают некоторой ценностью. Равнодушие к другим явлениям — подобное равнодушие обладает ценностью. Знание тогда обладает определенной ценностью, если может помочь нам в служении, но само по себе лишено смысла и ценности.

Кто?

Преданный: Надия.

Шрила Шридхар Махарадж: Мы должны понять истинное положение бхакти, гьяны и вайрагьи, кармы — всех этих явлений, что есть что, соответствующее положение каждого из этих явлений.

[Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол.]

#00:06:58#
ва̄судеве бхагавати бхакти-йогах̣ прайоджитах̣
джанайатй а̄ш́у ваира̄гйам̇ джн̃а̄нам̇ ча йад ахаитукам

В противном случае:

дхармах̣ свануш̣т̣хитах̣ пум̇са̄м̇ виш̣ваксена-катха̄су йах̣
нотпа̄дайед йади ратим̇ ш́рама эва хи кевалам5

Память моя с каждым днем слабеет.

Акхаянанда Махарадж: Вы цитировали вот этот стих: ваира̄гйа-йуг-бхакти-расам̇ прайатнаир

Шрила Шридхар Махарадж:

апа̄йайан ма̄м анабхӣпсум…
ваира̄гйа-йуг-бхакти-расам̇ прайатнаир…

Да, Дас Госвами:

#00:07:50#
ваира̄гйа-йуг-бхакти-расам̇ прайатнаир
апа̄йайан ма̄м анабхӣпсум андхам
кр̣па̄мбудхир йах̣ пара-дух̣кха-дух̣кхӣ
сана̄танас там̇ прабхум а̄ш́райа̄ми6

Бхакти-раса

#00:08:17#

Но Пундарик Видьянидхи, его бхакти — не вайрагья-йуг (внешняя). Он курит, его волосы красиво уложены и умащены парфюмом, ароматным маслом, и его ложе, его постельные принадлежности очень роскошны, пышны. Поэтому в уме Гададхара родилось подозрение: что это за вайшнав, к какому такому вайшнаву привел меня Мукунда? Что это за вайшнав? И тогда Мукунда подверг Пундарика Видьянидхи тесту, испытанию, и испытание это было подобно взрыву бомбы [имеется в виду следствие, результат был таким]. Достаточно было малой искры, чтобы произошел взрыв. И тогда Гададхар Пандит осознал: «О, какое оскорбление я совершил в адрес этого великого вайшнава, полного глубокого сознания Кришны!»

#00:18:11#

Преданность Кришне не полна в себе: необходимо что-то из-за «тридевять земель» — в этом нет необходимости, она совершенна, целостна, не зависит от иных явлений.

Акхаянанда Махарадж: Похоже, что многие это не понимают — этот тонкий момент, положение.

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на
эи саба са̄дханера ати туччха бала
кр̣ш̣н̣а-бхакти вина̄ та̄ха̄ дите на̄ре пхала

Есть еще одна станза, еще один стих.

#00:18:52#

Бхакти независима. Тот малый результат, малый плод, который они могут нам дать, принести, они могут дать его лишь с помощью бхакти, благодаря поддержке бхакти. В противном случае они бесполезны, они не могут дать ничего. Те малые плоды, которые они способны дать нам, малый вклад, лепту — этот вклад предполагает поддержку бхакти. Карма, гьяна, йога — о них идет речь. Но бхакти независима, когда речь идет о бхакти, нет места иным соображениям и иным явлениям, она в них не нуждается.

[Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол.]

Который час?

Акхаянанда Махарадж: 9.25.

Шрила Шридхар Махарадж: Нитай-Гаура Харибол.

#00:20:06#

Акхаянанда Махарадж:

кр̣ш̣н̣а-бхакти хайа абхидхейа-прадха̄на
бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на
эи саба са̄дханера ати туччха бала
кр̣ш̣н̣а-бхакти вина̄ та̄ха̄ дите на̄ре пхала

 


1«Шримад-Бхагаватам», 11.3.31.


2кр̣ш̣н̣а-бхакти хайа абхидхейа-прадха̄на / бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на — «Преданное служение Кришне — это главная функция живого существа. Есть разные методы освобождения обусловленной души — карма, гьяна, йога и бхакти, — но все они зависят от бхакти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.17).


3«Без преданного служения все прочие методы духовного самоосознания бессильны и ничего из себя не представляют. Пока человек не обратится к преданному служению Господу Кришне, гьяна и йога не принесут ему желаемого результата» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.18).


4«Благодаря преданному служению Личности Бога, Шри Кришне, человек тотчас же обретает беспричинное знание и избавляется от привязанности к миру» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.7).


5«Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением, — бесполезный труд, если она не пробуждает в нем интереса к беседам о Боге и Его посланию» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.8).


6«Я не хотел пить нектар преданного служения, пронизанного духом самоотречения, но Санатана Госвами по своей беспричинной милости заставил меня пить его, и, если бы не он, сам я никогда не смог бы сделать это. Он — океан милости. Он очень сострадателен к таким падшим душам, как я, поэтому мой долг — выразить ему почтение, склонившись к его лотосным стопам» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами, «Вилапа-кусуманджали»).