Аналитический и синтетический метод вайшнавской теологии
Шридхар Махарадж: Каков скрытый смысл слова "Партха", каков корень?
Преданный: Сын Приты, Прита?
Шридхар Махарадж: Прита есть Кунти, а ее сын - Партха. Притха есть Кунти, а ее сын - Партха. А друг Партхи кто?
Преданный Кришна.
Шридхар Махарадж: Да, Кришна. Но есть также другие друзья у Партхи. Почему только один Кришна? Он главный друг.
Говинда Махарадж уехал, ушел на базар?
Я не понимаю, что он говорит?
Преданный: Кришна объяснил риши дхарму. И риши дали высокую оценку ясности, простоте и глубине объяснений, данных Кришной. И я также даю очень высокую оценку вашим объяснениям. Они подобны тем объяснениям.
Шридхар Махарадж: Способ, манера объяснения нашего Гуру Махараджа была подобной этому. В общем, общего характера. Общая или широкомасштабная, синтетический метод. От точки движения в сторону центра. И все остальные параферналии, которые возникают на пути, части, объяснения частей - синтетический процесс, не аналитический. Аналитический - это мы берем некую точку и начинаем объяснять детали. Синтетический метод - когда ты начинаешь откуда-то, из какой-то точки и достигаешь центра. От центра вновь устанавливаешь место положения, локализуешь параферналии, что вокруг, объясняешь природу того, что вокруг центра.
Система Рамануджачарьи была синтетической, подобной этому. Мадхвачарья - главным образом аналитическая система. С точки зрения центра. Все рассматривается с точки зрения центра, в рамках целого. Взаимоотношения частей с центром, самбандха-гьяна. Что, какова природа определенного явления, параферналии этого явления, какова их взаимосвязь с высочайшим центром - все эти моменты должны быть обсуждаемы и прояснены. Стиль нашего Гуру Махараджа был синтетический. Обобщение, точка обобщения, обобщающего характера, в целом, оценка. С точки зрения целого все стоит измерять и оценивать.