Комментарии к девизу Бхактиведанты Свами Прабхупады
Преданный: Махарадж, Гуру Махарадж (Свами Махарадж) имел обыкновение говорить: проповедь — это суть. Каков смысл этих слов?
Шрила Шридхар Махарадж: Суть?
Преданный: Да. Книги — это основа; проповедь — суть; польза — это принцип, а чистота есть сила.
Шрила Шридхар Махарадж: Проповедь — суть, что еще?
Преданный: Книги — это фундамент.
Шрила Шридхар Махарадж: Божества?
Преданный: Нет-нет, книги. Книги — это базис, основа. Польза — это принцип [имеется в виду актуальность, утилитарность], чистота — это сила.
Шрила Шридхар Махарадж: Чистота есть сила, а польза — это принцип?
Акшаянанда Махарадж:
нирбандхах̣ кр̣шн̣а-самбандхе йуктам̇ ваира̄гйам1
Шрила Шридхар Махарадж: Польза — это принцип?
Акшаянанда Махарадж: Да, он говорил так.
Шрила Шридхар Махарадж: Польза — это принцип, хм, польза, утилитарность. Имеется в виду, если некое явление используется универсальным началом. Польза значит служение: я могу быть использован должным образом. А киртан — это жизнь, суть, жизненная сила, взаимодействие, движение. Культивировать сознание Господа.
Импорт и экспорт — это жизнь. Импортировать и экспортировать. Импорт — со стороны Бога, и экспорт — с нашей стороны. Импорт и экспорт — таким должно быть двухстороннее движение — противоположные явления, которые соединяются в Боге. Киртан значит экспорт, а импорт для этого необходим также. Такова суть жизни. Жизненная сила значит импорт и экспорт. Без импорта экспорт невозможен.
И суть — это киртан, а книги — это основа, фундамент. Это больший круг, более широкий круг: если мы хотим представить эти истины, то косвенная связь должна присутствовать, когда речь идет о широких массах и о будущем, в связи с будущим и на расстоянии. Звук, порождаемый языком — это ограниченный круг, этот звук доступен в ограниченном круге, а книги — это широкий круг, поскольку они могут работать в будущем также. Таким образом, книги — это как? — фундамент, да. Книги следует рассматривать как фундамент, как основу, книги это основа более широкого киртана, и на этом основании, на этом фундаменте мы будем совершать киртан.
Другой момент таков: когда мы говорим и когда мы пишем. Когда мы пишем, это требует от нас большей ответственности.
[шлока?]
Совершая киртан, мы можем быть более внимательны: поскольку я не могу говорить наобум, я должен полностью сознавать мой принцип, быть абсолютно внимательным. Воспевая Имя, я могу быть невнимательным, думая о чем угодно, но когда мы проповедуем, когда мы обращаемся к людям, то мы должны быть абсолютно внимательными к тому, что мы говорим.
[шлока?]
И затем: мы можем пытаться что-то описывать [устно], о чем-то рассказывать, но делать это не абсолютно достоверно, скрупулезно, тщательно, но когда мы пишем, мы должны быть крайне скрупулезными, точными, так как «что написано пером, то не вырубишь топором» — это не слово, но печатное слово. Таким образом, когда мы говорим, мы должны быть более внимательны по сравнению с той ситуацией, когда мы медитируем, а когда мы пишем, то степень нашей концентрации должна быть еще более велика.
Как вы говорили?
Преданный: Книги служат фундаментом.
Шрила Шридхар Махарадж: Фундаментом. Когда мы основываемся на этом базисе, мы можем совершать киртан. Когда мы пишем книги, то мы должны быть крайне аккуратны, крайне сосредоточены по сравнению с той ситуацией, когда мы говорим.
А затем?
Преданный: Польза — это принцип.
Шрила Шридхар Махарадж: Это значит, что мы не должны преследовать никакие иные цели, кроме одной цели: служение Кришне. Это должно быть нашим чистым принципом. Бескорыстно мы делаем что-то ради Кришны и Гуру, не преследуя никакие иные цели в жизни — этот принцип мы должны принять как первостепенный, первичный. Принцип чистоты [первое], основание — книги (второе), затем (третье) — импорт и экспорт…
Преданный: Проповедь.
Шрила Шридхар Махарадж: Да, проповедь, а затем, что еще?
Преданный: Чистота — это сила, чистота есть сила.
Шрила Шридхар Махарадж: Сила? Чистота есть сила. Если мы искренне действуем, то тогда нам откроется источник энергии, тат-паратвена нирмалам2. Чистота — это сила, источник силы. Чем более мы чисты, бескорыстны, тем больше у нас силы, мощи.
А если мы нечисты, то мы слабы, мы падем духом, мы слабеем, но если мы чисты, искренни сердце, то высшая сила придет к нам на помощь. Чистота [значит] чистота намерения, чистота цели. Вера — это источник всей силы, всей мощи, вера. [Харе Кришна, Нитай-Гаура Харибол.]
Доял Нитай тоже пришел сюда?
Преданный: Да.
Шрила Шридхар Махарадж: Который час, девять?
Преданный: Без пятнадцати десять.
Шрила Шридхар Махарадж: Хорошо, на этом я завершаю собрание.
…Нитай Пада, Пурнананда здесь. Позаботьтесь о том, чтобы их накормить, этих двоих.
ана̄сактасйа вишайа̄н йатха̄рхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣шн̣а-самбандхе йуктам̇ ваира̄гйам учйате
пра̄паа̄чикатайа̄ буддхйа̄ хари-самбандхи-вастунах̣
мумукшубхих̣ паритйа̄го ваира̄гйам̇ пхалгу катхйате
«Тот, кто ни к чему не привязан и в то же время использует все для служения Кришне, воистину свободен от собственнических чувств. С другой стороны, если человек отрекается от всего, не зная, что все связано с Кришной, его отречение нельзя считать полным» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.255–256).
2сарвопа̄дхи винирмуктам̇, тат-паратвена нирмалам / хр̣шӣкен̣а хр̣шӣкеш́а севанам̇ бхактир учйате — «Идти путем бхакти, преданного служения, — значит занять все свои чувства служением Верховной Личности Бога, повелителю чувств. Служа Всевышнему, душа, помимо главного плода, обретает два второстепенных: она избавляется от всех материальных самоотождествлений и ее чувства, занятые служением Богу, очищаются» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.12; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.170).