Смиреннее Травинки

Данная статья является отрывком из лекции IIIрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура,
которую он дал 6 февраля 1936 года в день своей последней явленной Вйаса-пуджи.

Принятие Ответственности Быть Гуру

Мы приняли на себя великую ответственность, которая предполагает серьезное исполнение своих обязанностей. Все здесь присутствующие сидят на обычных местах, и лишь мне одному предоставлено такое почетное сидение. Любой может сказать: “Вы только посмотрите на него, на это невежественное животное. Что за высокомерие! Какой глупец! Какой нечестивец! Он похож на большую тупую скотину! Гирлянды из цветов украшают его шею! Что за чрезмерное восхваление! Что за напыщенность и раздутость! Как самодовольно он слушает прославление своих подвигов, как внимательно, своими собственными ушами! Также он наверняка безмерно доволен всем этим. Разве он открыто не насмехается над учением Махапрабху? И как может эта большая скотина, такая эгоистичная и бесстыжая, когда бы то ни было освободиться от своей животной природы?”

Я ОДИН из самых больших глупцов. Никто не дал мне хорошего совета относительно моего высокомерия. И поскольку никто не соизволил наставить меня, я обратился к Самому Махапрабху. Ко мне пришла мысль просто отдать себя на Его попечение и попытаться понять, что Он посоветует мне. Тогда Шри Чайтаниадева сказал мне: “Кого бы ты ни встретил, говори ему о величии

«Для тех, кто стремится служить Богу, смотреть на вещи как это делают мирские люди и высматривать противоположный пол в поиске наслаждения гораздо хуже, чем добровольно пить яд.»

Кришны. Я наказываю тебе - стань гуру и освободи эту землю. Тогда течение этого мира не сможет тебя затронуть. И ты снова обретешь Моё общество в этом месте.”

В этом стихе дается прекрасное объяснение того кажущегося противоречия, что описано выше. Тот, чьим учением было лишь смирение, даже более, чем у травинки, говорит: “По Моему приказу стань гуруи спаси эту землю!” Таков наказ Самого Махапрабху. Он сказал: “Исполняй обязанности гуру, в точности как исполняю их Я. Также передавай это указание всем, кого тебе доведется встретить.” Чаитаниадев говорит: “Повтори им эти самые слова - “По Моему приказу стань гуру и спаси эту землю! Избавь людей от их глупости.” Однако любой, кто услышит эти слова, естественно возразит со сложенными ладонями: “Но я ведь большой грешник; как я могу быть гуру! Ты Сам Господь, Учитель мироздания. Лишь ты можешь быть гуру."

На это Махапрабху ответил: “Тогда течение этого мира не сможет тебя затронуть. И ты снова обретешь Моё общество в этом месте.” Поэтому, когда говоришь другим о Кришне, нет риска забыть о Нем.

Избежать Влияния Мира

Объекты этого мира будоражат нас; цвет, вкус, запах, прикосновение и звук накатываются на нас огромными волнами. Но есть способ избежать погружения в мирское. Шри Чаитаниа сказал: “Для тех, кто стремится пересечь безбрежный океан мирского сознания, кто полон решимости служить Богу и свободен от желания чего-то иного, - для них смотреть на вещи как это делают мирские люди и высматривать противоположный пол в поиске на-слаждения гораздо хуже, чем добровольно пить яд.” кто хочет быть занятым в служении Богу, никогда не должны бросать алчные взгляды па какие-либо ма-териальные объекты. Видение несовершенных, внешних, физических объектов лишает человека видения Бога. Как только наши чувства погружаются в объекты этого мира, мы сразу же забываем о Боге, а те святые, которые говорят о Абсолютной Истине, начинают выглядеть для нас незначительными. Поэтому тот, кто следует пути преданности в стремлении служить Кришне, должен избегать мирских людей.

Воздержитесь Простого Подражания

Необходимо критически осмыслить собственные способности. Почему люди всегда копаются в чужих недостатках, и не пытаются задуматься над собственным поведением? Даже те, чье служение несовершенно, могут совершить прогресс. Давайте вспомним заповедь: “Не обсуждайте отрицательные стороны тех, кто внимательно слушает и памятует наставления духовных писаний и святых. Даже живущие в грехе могут познать Кришну и преодолеть Его энергию заблуждения, если они следуют руководству преданных слуг Господа, покрывшего весь мир Своими удивительными шагами.”

У меня нет права позволять себе выискивать недостатки в Ваишнавах, забраковывать их служение Кришне или утверждать своё собственное понимание методом отрицания, считая, что я вправе предоставлять кому-то возможность служить Господу Кришне и Его преданным. Никаким языком не описать то опустошение, что может сделать с человеческой жизнью такое высокомерие. “Пожалуйста, не пытайтесь просто подражать поведению Ваишнавов. Гораздо лучше всегда следовать линии их мысли.” Кроме преданных Кришны, нам пи с кем не стоит общаться, ибо общение с другими людьми лишь усиливает в пас желание чувственного наслаждения.

Никогда Не Будь Непочтительным к Гуру

“Не пытайся стать гуру, чтобы наставлять других из злости. Не принимай ремесло гуру чтобы погрузиться в пучину этого мира. Однако если ты Мой простодушный слуга, то ты будешь наделен всем могуществом; ничего не бойся.” У меня нет страха, ибо мой гуру дев услышал это от своего гуру. И по этой причине он принял даже такого закоренелого грешника как я, сказав мне: “По Моему приказу стань гуру и спаси эту землю!” Лишь те, кто никогда не слышали эти слова Гаурасундара, могут сказать: “Как странно! Слушать хвалу в собственный адрес!” Когда гуру объясняет своему ученику одиннадцатую песнь Бхагаватам, то в их понимании это великий грех! Что тогда Ачарйа делает, когда объясняет шлоку: ачариам мам виджанииам, “Никогда не будь непочтительным к ачарие. И не думай, что ачариа равен тебе в каком-то отношении.”

Гуру Благ как Бог

В этих словах Самого Шри Кришны заключено великое благо души, дживы. Ведь если гуру оставит своё место - место ачариа - то тогда как эти слова будут объяснены. Эту роль ему передал его гурудев. Если он проигнорирует эти обязанности, то будет обречен на погибель за оскорбление святого имени в форме непочтения к гуру. Он будет исполнять свой долг даже несмотря на то, что внешне это выглядит проявлением эгоизма и самодовольства. Когда гуру передает мантру ученику, разве не должен он сказать, что этой гуру-гаиатри-мантрой поклоняются своему гуру? Должен ли он вместо этого сказать: “Дай гурунесколько ударов ботинком или хлыстом?” Гуру никогда нельзя порицать. В личности гуру проявлены все божества. Должен ли гурудев умалчивать об этом перед своим учеником во время чтения Бхагаватам? “Лишь для того, кто обладает простодушной преданностью Богу, подобно той трансцендентной преданности, что питал Сам Кришна к Своему Гурудеву, открываются все святые истины.” Разве гурудев не должен говорить такие вещи своим ученикам?

Гуру-пуджа, поклонение гуру, должно предшествовать всему другому. Гуру ну ясно служить как Самому Кришне. Поклонение гурувсегда занимает особенное положение.” Разве гуру оставит своё место, не желая говорить такие вещи своим ученикам? В освобожденном состоянии не видно никаких противоречий, однако обычные глупые люди далеко не всегда способны понять эту простую истину.

Бог как Слуга

В неком смысле гуру подобен руке, протянутой к телу Бога; того Бога, который вездесущ, всезнающ и все блажен (сат-чит-анаида-виграха). Своею собственной рукой Бог массажирует Свои стопы. В этом случае Бог служит Сам Себе. Бог приходит лично как гурудев чтобы научить служить Себе. Нашгурудев также часть тела Бога. Есть Бог, которому служат, и есть Бог, который служит. Мукунда это Бог, которому служат. А гурудев это возлюбленный Мукунды, который Ему служит. У Господа нет более дорогого возлюбленного, чем наш гурудев. Он тот, кого Господь любит больше всех.

Наставления Уму

Наш гурудев сказал: “О мой ум, тебе нет необходимости совершать то, что предписано как религия или запрещено Ведами как безбожие. Попав в этот мир, умножай безмерно желание служить Шри Радха-Кришне во Врадже и непрерывно памятуй о дорогом сыне Шри Шачи, Шри Гаурасупдаре, зная, что Он неотличен от сына Нанды, Кришны, и помни о гуру, как о самом дорогом возлюбленном Кришны. В Навадвипа-Ваикунтха-Шветадвипа-Вриндаване никогда не скупись на почтение жителям Навадвипы и Враджа, ибо они служат Гаура-Кришне. Не осуждай ни Ваишнавов, ни Брахманов.”

Например, если мы садимся есть, но из благовоспитанности берем недостаточно пищи, то не сможем насытится; или если мы обманываем кузнеца в плавке стали, то есть если мы так и не поняли как делать сплав материалов и ощущаем стыд, боясь признаться учителю в своем незнании, то не будем успешны. Подобно этому, если мы желаем служить Богу, но скупимся выказывать почтение Его Близкому, то никогда не будем удовлетворены.

Лицемерные сектанты из псевдоваишнавских сект, внутренне лелеющие желание мирской славы, а также многие другие могут подумать: “Какое бесстыдство - занимать положение гуру и слушать хвалебные речи своих учеников.” Однако любой Ваишнав относится к другому Ваишпаву как к объекту преклонения. Если я исполняю свой долг перед гуру и проповедую, и кто-то крикнет мне “Джайа!”, то в этом не будет и толики двуличия. Наш гурудев а не учил такой неискренности. Махапрабху не учил такому лицемерию. Воля Кришны проявляется через гурудева. Я буду повиноваться этому, несмотря ни па что. Я не буду выказывать непочтение гуру из-за настойчивых требований каких-то глупцов или злонамеренных сектантов. Особенно когда Шри Гурудев наставил меня словами: “По моему приказу стань гуру и спаси эту землю.”

Полностью Довериться

Если я не послушен закону, который пришел ко мне через цепь преемственности наставников, то оскорбление, состоящее в неисполнении наказа гуру, отделит меня от лотосных стоп Шри Гурудева. Но если для того, чтобы исполнить наказ гуру, я должен быть самонадеянным, жестоким, испытывать вечные муки, то я добровольно отдам себя на эти вечные страдания и даже подпишу договор для пущего эффекта. Я не буду слушать других злых и завистливых людей, призывающих меня ослушаться гуру. Я готов пожертвовать собой с неустрашимой отвагой и убежденностью, полностью полагаясь на силу лотосных стоп Шри Гурудева. Я признаюсь в таком высокомерии. Если распылить крупинки пыльцы лотосных стоп моего наставника, то десятки миллионов людей, таких как я, смогут спастись. Нет такого учения в этом мире, нет такого звука во всех четырнадцати мирах, который можно было бы соизмерить с одной единственной пылинкой лотосных стоп моего гурудева. Гурудев, которому я полностью доверился, никогда меня не обидит. Но я никогда не буду слушать слова того, кто хочет причинить мне вред и никогда не приму такую злую личность своим наставником.

В присутствии Шри Чаитаниадева Шри Сварупа Дамодара сказал: “О, Шри Чаитаниа, океан милости! Проявление Твоего сострадания легко выдувает из сердца пыль в форме умственной обеспокоенности и сердце очень быстро очищается от всей грязи. Затем в очищенном сердце происходит радостное рождение высочайшей преданности Шри Кришне. Противоречивые толкования шастр (писаний) побуждают ум на полностью противоположные умозаключения, которые приводят лишь к постоянным разногласиям. Лишь благодаря обретению Твоей милости сердце опьяняется эликсиром преданности Богу, тогда как споры на основе различий в понимании шастр выводят из душевного равновесия. Твоя милость побуждает на неустанную преданность, другими словами, она направляет все души-дживы на поиск лишь Кришны, приводя их к вершине истинной гармонии и красоты. О, безграничная доброта, Шри Чаитаниа, когда же Твоя всеблагая милость прольется па меня.”

«Если та преданность, с которой мы поклоняемся Богу, не пробуждается в нашем сердце по отношению к Его преданным, то в нас нет никакой ценности и мы живем напрасно.»

Когда Шри Сварупа Дамодара говорил эти слова Шри Чаитаниадеву, Господь не хотел их слушать. Однако, чтобы научить смирению глупцов, Он повел Себя необычно, заметив: “Не стоит такими словами обращаться ко Мне”, но Он сказал так не с целью научить лицемерию. Только в невежественном сердце могут возникнуть сомнения. Я понял от моего гурудева, что “я так же ничтожен, как навозная мошка”. Однако, когда наш гурудев, по указу своего гуру, по наказу Махапрабху, ведет себя вышеупомянутым образом, может ли кто-то упрекнуть его.

Слуга Слуги Бога

Лишь когда благодаря нам слушают хвалу Всевышнего Господа, и она влияет па наши сердца, то так мы можем почувствовать свою полную никчемность. Глубина смирения и покорности Ваишнавов учит пас тому, что просто невозможно приблизиться к Богу или Его преданным без подобного смиренного предания. Если мы высокомерны, то, несомненно, будем лишены служения Богу и Его преданным. “Есть люди, которые поклоняются Богу, но не поклоняются Его преданным. Воистину, они высокомерны, и их поклонение Богу ничего не стоит.” Если говорить по сути, то поклонение Богу и Его преданным находится на одном уровне. Если та преданность, с которой мы поклоняемся Богу, не пробуждается в пашем сердце по отношению к стопам Его преданных, то в нас нет никакой ценности и мы живем напрасно.

Все преданные наставляют нас в высочайшем служении Кришне. Мы должны быть всегда готовы вымести из наших сердец жесткой метелкой порочное желание стать преданным Бога лишь чтобы быть почитаемым больше других. Кришна будет милостив к нам и однажды мы будем благословлены благодатным даром преданности Его Божественным Лотосным Стопам и освободимся от подобных злых желаний, от поиска выгоды или почета других. Человек, который свободен от всех таких пороков, будет наделен способностью служить Богу. Безнравственных мужчин и женщин, шудр и всех остальных могут осуждать и презирать в глазах мира за их злодеяния. Но даже такие люди смогут достичь вечного блага, если обратят свое внимание на образ жизни преданных Бога, которые почитают всех и не желают почтения к себе, и изменятся благодаря их примеру и учению. Давайте же завершим эту речь уже процитированными словами: “Есть люди, которые поклоняются Богу, но не поклоняются Его преданным. Воистину, они высокомерные грешники. Их поклонение Богу ничего не стоит.”