Кришна и Его интересы

Из беседы с Учителем Шрилой Б. Р. Шридхаром Махараджем

Предание себя Господу не происходит поверхностно, на словах. Предаться Богу не значит просто отдать Ему свою собственность, скорее следует глубоко прочувствовать, что само понятие собственности ложно. Мне ничего не принадлежит. Я не распоряжаюсь даже собой. Предаться означает отдать все Гуру и освободиться от нечестивой связи со мнимой собственностью, чтобы впредь она не беспокоила нас предложениями ею властвовать, тем самым запутывая нас все больше и больше.

Смотреть следует так: «Все принадлежит Господу и Его посланнику, Гуру. Я не распоряжаюсь ничем». Вот какое знание необходимо усвоить, что обернется благом для подлинного духовного восхождения. Такова реальность. Необходимо осознать это. Мы хотим правды, мы хотим покончить с ложными представлениями. Итак, истинная дикша, духовное посвящение, наделяет божественным знанием, и мы понимаем, что нам ничего не принадлежит; все — собственность Бога, мы также принадлежим Ему. Такова концепция дикши: «Я принадлежу Ему. Он повелевает всем. Я — Его слуга, а все окружающее— предметы служения Ему».

Рай дураков

Такова реальность; мы же страдаем от иллюзии в выдуманном мире. Мы живем в раю дураков. Необходимо покончить с ним и постараться водвориться в раю реальном. Если мы хотя бы издали узрим природу абсолютного плана реальности и в нас будет хоть капля расположенности к истине, мы больше не сможем наслаждаться объектами материального мира, как то было прежде. Отведав высшей истины, мы не привлечемся иллюзорными чарами мира материи. Мы больше не почувствуем вдохновения следовать обязанностям, относящимся к миру наслаждений. Нам не будет до них никакого дела.

Мы знаем, что усладолюбие влечет за собой печальные последствия. Мы это понимаем, но остановиться не можем. На стадии садханы, духовной практики, мы не в состоянии полностью оборвать эту связь. Тем не менее, у нас нет альтернативы Истине. Шаг за шагом, следует наращивать свое влечение к позитивной истине, тогда, постепенно, наша привязанность к собственности и обязанностям исчезнет. Хотя множество наших попыток могут не принести плода, все равно мы не оставим надежд. Мы будем пробовать снова и снова, стремясь приблизиться к истине и, с каждой новой неудачей сердце будет хватать боль, при мысли о том, что нас опять одолели окружающие враги.

Ментальные грибы

Но пламя Кришна-сознания возжжено, и его не погасишь. Оно — искра вечной истины. Поэтому огонь будет гореть, и настанет день, когда враги, что нас окружают, скроются раз и навсегда.

Однажды мы обнаружим, что Кришна постепенно заполонил все наше сердце, а остальные навеки оттуда ушли; некому больше тревожить нас. Мы увидим, что все нежелательное, что было в сердце, подобно грибам прорастало из нашего ума, однако теперь все исчезло и погибло. Все ушло; только Кришна остался в сердце. Отныне сердце наполнено одним лишь Кришной, Его интересами.

Однажды, посвящая ученика в Харе Кришна мантру, Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур сказал, что следует позволить Кришне завоевать земли наших сердец, подобно армии, высаживающей морской десант. Армию доставляет корабль, и, по высадке, начинается битва, после которой атакующие завоевывают страну. Как сказал Юлий Цезарь: «Veni vidi vici — пришел, увидел, победил». Поэтому мы должны впустить Кришну в сердце, и тогда начнется сражение.

Что предлагает Кришна-сознание, и что предлагают многочисленные другие концепции? Все они с незапамятных времен убеждают: «Мы дадим тебе это, мы дадим тебе то», однако Кришна придет и скажет: «Довожу до вашего сведения: все здесь Мое; вы же вторглись в чужие владения». Начнется сражение. Все нежелательное непременно ретируется; Кришна-сознание покорит сердце без остатка. Таков процесс. Дайте Ему только высадиться... Так или иначе, нужно, чтобы крупица подлинного Кришна-сознания из уст святого проникла через слух в наши сердца; там уже Кришна устроит все необходимое. Обретший пусть даже малейшую расположенность к Кришна-сознанию не сегодня-завтра непременно достигнет успеха в духовной жизни.

Кришна — вор

Мы могли возвести вокруг себя огромные стены, надеясь предотвратить проникновение Кришна-сознания, однако Кришна — вор, а вору не нужно особое приглашение. Никаких приготовлений не требует Его визит. Он приходит ради исполнения Собственных замыслов, и в этом наше утешение. К нашему счастью, Кришна — вор. Майа возвела великие стены, но ничто не остановит Кришна-сознания. Как вор, в один прекрасный день Кришна украдкой войдет.

У преданного могут опуститься руки: «Враг находится в моем собственном доме; кровный родственник — враг мой... Я безнадежен». Нас может постичь разочарование, но Кришна-сознание нас ни при каких обстоятельствах не покинет. С настойчивостью, Кришна будет продолжать Свое дело, и, в надлежащий срок, победит. Все остальное, неважно, сколь нам оно родственно и сколь упрятано в сокровенных уголках сердца, уйдет. Им придется убраться восвояси. Победит Кришна. Кришна покорит всех. Грязные похотливые чаяния чужды сердцу. Это всего лишь грибы — податливые и без корня. Они не закреплены в почве. Мы можем считать, что упрятанное в сердце столь близко и дорого, что в нем — часть жизни нашей; да только войдет Кришна-сознание, и всё, как грибы, повсплывает.

В конце концов, это грибы: ни твердой основы, ни связи с почвой. Все материальные страсти плавают на поверхности. У них нет глубоких корней, которые пронизывали бы хоть клочок нашей жизни. Лишь Кришна-сознание проникает всюду, присутствуя во всех сферах бытия. Так что, рано или поздно, грибы исчезнут. Тому свидетельствует Шримад-бхагаватам (II.8.5):

правиштах карна-рандхрена
сванам бхава-сарорухам
дхуноти шамалам кршнах
салиласйа йатха шарат

Когда Кришна через слух попадает в сердце, Он захватывает лотос души и затем, постепенно, изгоняет оттуда всю грязь. Это похоже на время сезона дождей, когда вода повсеместно становится прозрачной: Кришна вступит в наши сердца, все нечистое постепенно исчезнет, и только Кришна останется навсегда.

Из книги " The Search for Sri Krishna"
1983 г